Найти в Дзене

Урок 4. Present Continuous. Утвердительные предложения

Урок 4. Present Continuous. Утвердительные предложения
Lesson 4.
We're Having Dinner

Hello,my dear students! This is our fourth lesson of the course ‘Elementary English Elementary. Level 1’

Привет, мои дорогие ученики! Сегодня наш четвёртый урок курса «Базовый английский элементарно. Уровень первый».

Как я вам и обещал в конце нашего третьего урока, в этом мы рассмотрим первую английскую видо-временную форму (tence), которая называется Present Continuous. В некоторых учебниках английского языка, преимущественно изданных в России, вы можете увидеть устаревшее название этой формы – Progressive.Однако, в учебниках и справочниках по английской грамматике, изданных в англоязычных странах, она называется только Continuous и никак иначе! Поэтому будем оперировать теми терминами, которые применяются в наше время и в тех странах, где на английском языке говорят как на родном. А начать изучение глагольных форм английского языка именно с этой я решил потому, что в качестве вспомогательного глагола в ней присутствует наш любимый супер-глагол be.

Но сначала давайте, как я опять же обещал вам на прошлом уроке, разберём то упражнение, которое вы должны были сделать. Напомню,что задание в том упражнении было такое: переделать предложения в отрицательные, а затем прочитать их вслух. Так вот, ниже вы сначала увидите, как должны выглядеть эти переделанные предложения, а потом услышите, как они должны читаться. И вам останется только повторить их за мной.

  • It’s not hot today.
  • It’s not windy today.
  • My hands aren’t cold.
  • Brazil isn’t a very big country.
  • Diamonds aren’t cheap.
  • Sydney isn’t in the USA.

А теперь приступим к новой теме. Глагольная форма Present Continuous представляет собой некоторую сложность для нас с вами, носителей русского языка, поскольку у нас такой формы нет. Скажу даже больше: её нет ни в одном из европейских языков. Она уникальна, поскольку обозначает действия, которые происходят в тот момент, когда мы о них говорим или вокруг данного момента. Строятся предложения с глагольной формой Present Continuous так: сказуемое во всех трёх типах предложений (см. примечание к первому уроку) состоит из двух глаголов – вспомогательного и смыслового. Вспомогательным, как я уже сказал вначале этого урока, выступает глагол be. А к смысловому добавляется суффикс -ing.

Вот несколько примеров:

I'm reading. I’m not watching TV. (Я читаю. Я не смотрю телевизор)

Sarah is buying a newspaper and a magazine. (Сара покупает газету и журнал)

The bus is coming. (Автобус подъезжает)

The children are doing their homework. (Дети делают уроки)

Jane is learning French. She wants to work in France.(Джейн изучает французский. Она хочет работать во Франции.)

Как видите, почти во всех предложениях речь идёт о действиях, которые совершаются в момент речи (at the moment of speech). Кроме последнего. В нём речь идёт о довольно длительном процессе – изучении иностранного языка. Этот процесс начался какое-то время назад и продолжается в том числе и в настоящий момент.

Как я уже упоминал вначале этого комментария, глагол be является в этой форме вспомогательным, и поэтому утрачивает своё лексическое значение, оставаясь только грамматическим. Отмечу, кстати, что в английском языке вспомогательные глаголы называются grammar verbsграмматические глаголы. Далее, для вашего удобства, приведу таблицу, с какими местоимениями какие формы глагола be употребляются. Она почти такая же, как и в первом уроке, где мы с вами разбирали глагол be в качестве смыслового и вспомогательного одновременно. Так вот, во-первых, считаю нелишним повторить данную таблицу и в этом уроке, тем более, что далее последует упражнение, при выполнении которого она вам понадобится. А во-вторых, в данном уроке это будет не просто таблица личных форм глагола to be, a таблица для построения сказуемых в форме Present Continuous.

I am

he

she is

it -ing

we

you are

they

Что касается упражнений, которые, как вы уже заметили, всегда следуют в наших уроках сразу после правил, то их сегодня будет два: одно устное, для чтения, а другое письменное. Начнём с чтения. Здесь я просто приведу вам ещё несколько предложений с глаголами в форме Present Continuous.

  • The weather is fine. The sun is shining.

Погода прекрасная. Солнце светит.

  • Dad is reading a newspaper.

Папа читает газету.

  • “Where are the children?” “They’re playing in the garden.
  • Где дети? – Играют в саду.
  • Look, there’s Kate. She’s wearing a black coat.

Смотри, там Кейт. На ней чёрное пальто. (Дословно – она одета в черное пальто)

  • We’re having breakfast now. Can you call later?

Мы сейчас завтракаем. Не могли бы вы позвонить позже?

А теперь упражнение. Оно не совсем обычное – несколько посложнее и, думаю, поинтереснее, чем в предыдущих наших уроках. Состоит оно из восьми предложений, в которые вам нужно будет вставить по смыслу глаголы, расположенные в рамке в верхней части упражнения. Затем вам нужно будет поставить эти глаголы в форму Present Continuous. Чтобы перевести предложения и глаголы, смотрите словарь в конце урока, то есть, сразу после этого упражнения.

Чтобы вам было легче, я сделаю первое предложение в качестве образца.

Итак, первое предложение. Читаем его и переводим. «Вы ____________ на моей ноге”. «Ой, извините!». Проверяем список глаголов. По смыслу подходит stand (стоять). Получается: Вы стоите на моей ноге (вы наступили мне на ногу). Теперь подбираем форму глагола be по таблице – are – и к глаголу stand добавляем суффикс -ing. Получается, ”You’re (you are) standing on my foot”. Как видите, ничего трудного. А раз так, то поставьте урок на паузу и сделайте упражнение.

build cook go have stand stay swim work

1. 'You ____________ on my foot’. ‘Oh, I’m so sorry!’

2. Please, be quiet. I ____________.

3. Lisa ________ a shower.

4. Look! Someone ___________ in the lake.

5. We ____________ at the Riviera Hotel.

6. ‘Where’s Jo?’ ‘In the kitchen. He’s ________ .

7. They ___________ a new business centre at the moment.

8. I _________ now. Bye!

И, как у нас уже повелось, я прочитаю вам эти слова и выражения по-английски, чтобы вы знали не только, что они означают, но и то, как они произносятся.

at the moment – в данный момент

build – строить

business – дело, деловой

centre – центр

cook – готовить

foot – нога (ступня)

go – идти, ехать (уходить, уезжать)

have – иметь

I'm sorry – извините

kitchen – кухня

lake – озеро

look – смотреть

now – сейчас

quiet – тихий

shower – душ

someone – кто-то

stand – стоять

stay – останавливаться

swim – плавать

where – где (вопросительное слово)

work – работать

Примечание. Несколько советов, как лучше сделать письменное упражнение. Во-первых, воспользуйтесь тем, что каждое слово можно употребить только один раз, а значит, то, которое вы уже вставили в упражнение, вы можете вычеркнуть. Получается такая «игра на выбывание». Второе. Если вы сомневаетесь по поводу какого-то предложения, то пропустите, сделайте сначала наиболее очевидные, а когда «свободных» глаголов станет меньше, то и выбрать будет легче. Ну, и наконец, самое главное. Если у кого-то из вас это упражнение не получится, то не расстраивайтесь – вы только в самом начале пути. Просто посмотрите на «правильные ответы», которые я приведу в следующем уроке, и прочитайте вслед за мной. Ну, а у кого получится – те просто молодцы!

So, it's time to say goodbye. Our lesson is finished. Thank you very much for watching and listening. Good luck and see you soon!

На этом я с вами прощаюсь.Наш урок закончен. Спасибо за то, что смотрели и слушали. Удачи и до скорой встречи!