Несмотря на то, что в конце ХХ-го века была установлена территориальная целостность практически всех государств, некоторые границы до сих пор остаются "пунктирными", а по обе их стороны идет ожесточенная политическая и вооруженная борьба.
Речь идет о территории Гайана-Эссекибо. Если бы не богатые природные ресурсы, венесуэльцы скорее всего давно забыли бы о ней. Бассейн реки Эссекибо когда-то давно нанесли на карту испанские конкистадоры. Первоначально никому не принадлежащая территория вошла в состав Великой Колумбии. Но пограничные земли вскоре были заняты британскими колонистами. Фактически, современная Гайана — это 70% тех самых колумбийских территорий и 30% взятых силой у Нидерландов. Вновь образовавшееся государство Венесуэла, состоящая в основном из потомков испанских колонизаторов, претендовало на спорные территории. Венесуэльцы были вынуждены поначалу спорить с британскими колонистами, а затем и с населением Гайаны по поводу этих земель. Этот спор продолжается и по сей день. Спор мог быть разрешен в 1899-ом году, когда международный арбитражный суд вынес Гайане-Эссекибо "приговор" — быть в составе Гвианы. Но вооруженные столкновения между спорщиками не прекращались. 160 квадратных километров плодородных и богатых ресурсами земель — это довольно весомый предмет для спора.
Спустя время, уже в XX веке Гайана обрела независимость и перестала быть британской, но это не избавило ее от венесуэльских претензий. Власти Венесуэлы использовали любые средства чтобы обеспечить приобретение Гайаны-Эссекибо. Проводились диверсии, местное индейское население саботировалось на вооруженные протесты. Власти Гайаны в бессилии обратились за помощью к ООН. В 1970-ом году руководство ООН закрепило территорию за Гайаной, а Венесуэла оказалась в дипломатической изоляции. Современная Венесуэла является "наследницей" этой изоляции, но уже по другой причине — российской поддержке. После вступления Гайаны в Организацию Американских Государств (OAS) ее неприкосновенность охраняется другими государствами, так что о вооруженных конфликтах венесуэльским властям придется забыть. Война с Гайаной приведет к вторжению войск США, и Россия вряд ли сможет помочь, так как Венесуэла — не самое близкое к РФ государство. Американские власти итак постоянно пытаются сузить возможности венесуэльской дипломатии, обвиняя руководство государства в сбыте запрещенных веществ и нелегальной закупке вооружения.