Найти тему
Николай Башилов

МОРСКИЕ РАССКАЗЫ. Рейс длиною в жизнь

При развале Советского Союза происходили истории настолько дикие, что в них трудно поверить. Я не называю имен, поскольку основные участники этих событий живы. Тем не менее все, о чем я рассказываю - чистая правда.
Когда после выхода Литвы из СССР наступил крах Литрыбпрома - Литовского объединения рыбной промышленности, которое владело сотнями судов, это событие катком прошлось по судьбам очень многих моряков.
... Один из БМРТ (Большой Морозильный Рыболовный Траулер) вел в это время промысел в тропиках, в Западной Африке. Когда пришла весть о развале конторы, никто из членов экипажа не мог и предположить, чем конкретно для них закончится этот злополучный рейс.

Дальнейший лов рыбы стал невозможен - заканчивалось топливо. Его хватило лишь на то, чтобы дойти до порта Луанда (Ангола).

Луанда, Ангола
Луанда, Ангола

Простояв долгое время в порту в попытках выяснить свою дальнейшую судьбу, капитан пришел к выводу, что они никому не нужны. Новые власти Литвы делили портфели, и судьба каких-то моряков им была совершенно не интересна. Между тем, долги за портовые услуги росли, и капитан принял нелегкое решение: продать судно, заплатить портовым властям долги и вылететь в Литву, чтобы попытаться на месте как-то решить проблему с возвращением моряков. Забегая вперед, скажу: это ему не удалось. Экипаж был предоставлен самому себе, т.е. брошен на произвол судьбы. 60 человек.

Представьте себе: до этого - граждане великой страны, где подобную ситуацию даже вообразить было немыслимо, вдруг оказались в чужой стране без средств существования, без знания языка, без связи и без помощи, поскольку литовского консульства в Анголе не было.

В этих условиях каждому пришлось самостоятельно решать проблемы с работой, пропитанием и проживанием. Выехать оттуда у людей не было никакой возможности. Люди скитались в поисках хоть какой-нибудь работы, но без знания английского языка это было проблематично, а знали его в достаточной степени лишь единицы.

Я не знаю, как сложилась их дальнейшая судьба. Расскажу здесь о судьбе только одного из членов экипажа, которому все же удалось через 18 лет вернуться в порт приписки.

...Молодой тралмастер, назовем его N*, сумел устроиться по специальности на одно из местных рыболовных судов. Помогли зачаточные знания английского, полученные еще в школе.

Хороший тралмастер, а N*, был именно таким, на рыболовном флоте ценится высоко. Переходя с судна на судно и постепенно совершенствуя знания языка, как английского, так и местного, N* начал неплохо по местным меркам зарабатывать. Появилась возможность кое-что откладывать в загашник.
Судьба свела его с одной из местных женщин. Образовалась семья, родилась дочь. Вроде жизнь стала налаживаться. Но N* беспокоило одно немаловажное обстоятельство: документы. Сроки всех документов давно истекли, и у него все чаще возникали проблемы с местными властями. Приходилось давать взятки, и каждый раз всё больше.

В Клайпеде у N* был друг. Тралмастер связался с ним и сказал, что теперь может, наконец, вернуться. Также попросил помощи в получении новых документов.
В Литву он летел через Германию. Власти Германии долго не могли ничего понять: как этот человек из Литвы, имея просроченный паспорт, хочет улететь в свою страну? Ситуация сложилась неординарная, но немецкие власти, выслушав историю моряка, все же разрешили ему ехать дальше.
В Литве он подал прошение на получение паспорта. Соответствующие инстанции тоже долго не могли понять, как и откуда возник этот человек, выпавший из жизни страны на целых 18 лет. В конце концов, паспорт ему все же выдали, и он вернулся в Луанду, к своей семье.
Его рейс длиною в жизнь продолжается до сих пор.

Есть у нас такая поговорка: «От добра добра не ищут». Наши бывшие прибалтийские сограждане по СССР плохо усвоили нашу культуру. В частности, эту поговорку. А зря. Захотели на Запад? Плохо у нас? Вас отпустили. Хлебайте.

Одни из самых высоких показателей по алкоголизму и суицидам. Сократившееся на треть население. Но самое кошмарное – полное отсутствие перспектив. Россия отстроила свои порты на Балтике, и Литва, Латвия, Эстония ей теперь не интересны. Даже если попросятся назад, никто не откликнется, поскольку безмозглой политикой своей элиты эти страны полностью похоронили возможности и перспективы реинтеграции с РФ. А «светоч», на кого была вся ставка (США), пошел вразнос. И Россия превзошла его в военной мощи. И что вы теперь будете делать? Вы сами себя загнали в дупу, из которой нет выхода. Кроме одного: скинуть ставленников Запада.

Если бы прибалтийские страны остались в орбите России, они сейчас чувствовали бы себя в разы лучше. Огромный российский рынок, поток туристов, российские заказы, миллионы рабочих мест. Прибалтика по-прежнему каталась бы в шоколаде. Прибалтийские элиты понимают это. Они уже осознали, что поставили не на ту лошадь. В очередной раз. Но признаться в этом – кишка тонка. Для них это – самоубийство.

Особенно жалко людей. Таких, как этот тралмастер. Они-то при чём?

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о моряках. И ставьте лайки, если понравилось.