Поскольку я пишу по памяти, написал лётчику Рифу Рафикову, который тоже служил небольшой период своей службы в Острове, и попросил вспомнить эпизод, о котором хочу рассказать. Вот его письмо:
Здравствуй ВасильВасилич!!! Да, ты прав, КК был Сергей Самойлов, я с ним созвонился. Случилось это по учениям точно 1 апреля, день воскресенье, год можно вычислит по календарю, то-ли 88, то-ли 87. На полигоне сидел РП Матии Илла, в прошлом штурман 12 ОМРАП, по случаю воскресенья на полигоне не было ни кого, даже сторожа, ни что не включалось кроме связи. Мати, не глядя, прокукарекал, что отработали на "отлично" и спылил, продолжать отдых. Остальное все, как у тебя в записях. Самойлову это вышло боком, в каком плане - в полку наказали не сильно, так, пожурили ( не твоя ли заслуга?). Но он поступал с Сашей Потаповым в академию СА, и его за этот случай «торцанули». А Потап после академии служил сначала в Югославии, а потом в посольстве в Испании, не слабо да?
Жму лапу Риф.
Так вот, добавлю некоторые детали. Скорее всего, это было 1 апреля 1988 года, но день был пятница, если верить календарю. Проходили крупные учения под руководством Главкома, с межфлотским маневром. На наш аэродром прилетела передовая команда полка ТУ-16 с Северного флота. И надо же случиться такому совпадению, главный инженер Северного полка оказался однокашником по академии им. Жуковского главного инженера моего полка, 12 омрап. Фамилию не называю, зачем лишний раз «сыпать соль человеку на рану». Сами понимаете, война войной, а пропустить такое событие «на сухую» таким орлам - это себя не уважать. Полк уже один вылет сделал на Север с бомбометанием боевыми бомбами на полигоне Кузьминское и утром готовился нанести ракетно-бомбовый удар по КУГ (корабельно-ударной группе) «западных» в Балтийском море с боевой зарядкой по одной АКР (Авиационно-крылатой ракете) КСР-5 под левой плоскостью и двумя ФАБ-500 в бомболюке.
За два часа до вылета полка должен был вылетать доразведчик погоды и цели с такой же боевой зарядкой. Но инженеры так увлеклись воспоминаниями, что в 4 часа утра мой главный инженер забыл дать команду на вывоз боевых бомб на самолёт-разведчик. Поскольку ребята уже «приняли на грудь не по одному «александеру», выход из этой ситуации они нашли мгновенно. «Подвесим вместо двух боевых ФАБ-500 две практических бомбы П-50-75 (это калибра ОФАБ-100 кг), а командиру, т.е. мне, признаемся в этом после окончания учений» - молвил один главный инженер, и второй главный инженер его решение тут же утвердил. Сказано – сделано. Экипажу в составе: командир корабля капитан Сергей Самойлов, инструктор, мой однокашник, зам. командира эскадрильи, майор Виктор Мазитов, штурман старший лейтенант Сергей Мишаков, остальных уже не помню, объявили, что задание не меняется, но вместо боевых бомб будут практические.
В общем, я проконтролировал, что борт доразведчик взлетел по плану и сам прилёг на часик отдохнуть в своём кабинете. Экипаж Самойлова-Мазитова нашёл КУГ «западных» в Балтийском море, передал координаты для основной группы, и взял курс на полигон Сур-Пакри, который расположен возле побережья на двух островах , а рядом находится ВМБ (военно-морская база) и портовый город Палдиски. И надо же такому случиться, что как раз накануне закончился ремонт детского сада, и его накрыли новой металлической, ребристой крышей, которая давала хорошую радиолокационную отметку и оказалась строго в створе с целью. Пока развёртка бомбо прицела была круговой, штурман хорошо видел и цель, и эту новую радиолокационную отметку, но как только он перешёл на сектор, цель почему-то пропала, зато новая отметка лежала точно по курсу.
Остальное вы можете представить из воспоминаний командира корабля Сергея Самойлова, приведённых Рифом Рафиковым вначале рассказа. Экипаж получив оценку «отлично» от РП полигона, уходил в полной уверенности, что они всё сделали как надо. А дальше события развивались следующим образом. Полк занял места в кабинах самолётов и по зелёной ракете готовился к запуску двигателей, поскольку вылет, как это обычно бывает по учениям должен был производиться в режиме полного радио молчания. Я должен был идти ведущим. Вдруг РП вышел на связь, назвал мой позывной и проглаголил: «… Вам надо срочно выйти на связь с «Аргоном» по красному» (подрозумевается – телефону ЗАСС)
В общем, я тут же прыгаю в свой уазик, который стоял под самолётом, быстро несусь в штаб и из своего кабинета: «Тов. Командующий, звоню по Вашему приказанию». Он мне: «Василий Васильевич, кто у тебя в воздухе?» Отвечаю: «Экипаж Самойлов-Мазитов, и через 20 минут взлетит полк». То, что сказал Пётр Иванович Гончаров, повергло меня в шок: «Взлёт запрещаю. Экипаж отбомбился по Палдиски. После посадки немедленно сделать стенограмму записи переговоров экипажа с РП полигона и внутри по СПУ. Всем членам экипажа написать объяснительные записки о своих действиях начиная со взлёта. Штурмана полка отправить на полигон, снять кальку проводки цели. Самому завтра со всеми данными объективного контроля прибыть на Военный Совет. Самолёт за Вами я вышлю».
Ну, и можете представить, какая карусель завертелась. А вот что я узнал уже на Военном Совете. Было раннее утро. Небо покрыто десятибалльной слоистой облачностью. Начальник военно-морской базы адмирал «N» собирался на службу. А жена ему вслед кричит: «Вань, а Вань, вынеси мусорное ведро на помойку». Он ей: «Не могу, дорогая, я уже в форме». Она ему: «Да, кто тебя сейчас увидит, рано ещё». Контр-адмирал надел фуражку, схватил ведро и помчался выполнять приказ вице-адмирала, т.е. жены, которая у военных всегда на ранг выше мужа по званию, и не только во флоте. Только он начал подходить к мусорным бакам, как вдруг прозвучали два взрыва всего в 80 метрах от него во дворе детского сада. Адмирал был бывалый, сразу понял, что это не шутки. Выбросил ведро в одну сторону, а сам упал в грязь в другую, только фуражка покатилась в лужу, т.к. вечером прошёл хороший дождь. Балтика всё-таки.
С другой стороны детского сада в 100 метрах ехало двое пацанов на велосипедах. Их тоже просто опрокинуло, не то взрывной волной, не то сами упали с перепугу. Дело в том, что когда мы бомбим по морской цели учебными бомбами, то взрыватель на них не ставится, т.к. большой всплеск от воды всё равно позволяет точно засечь место падения бомбы. А когда цель на суше, то хотя на П-50-75 боевого заряда нет, но взрыватель обязательно устанавливают. И он, от удара взрываясь, позволяет засечь место взрыва.
В общем, не буду пересказывать доклады должностных лиц, а потом мой «детский лепет» о происшедшем. Скажу только, что, кого не ругают – на том поставили крест. Он уже бесперспективен для службы. Но если говорить в общем, то все отделались минимальными наказаниями, учитывая «хэппи енд» этой истории. Но я, когда летел с Военного Совета, с ужасом представлял, что бы было, если бы мой главный инженер не напился и вовремя дал команду в базу на вывоз двух боевых бомб ФАБ-500. Да, вот так иногда «дяди-лётчики шутют», а потом в волосах седина появляется.
Можно ли лётчикам как-то подстраховать штурманов в данной ситуации? Забыл сказать, что на этом самолёте их два. Можно. Достаточно потребовать, чтобы штурман заранее с учётом промерянного ветра посчитал и вам доложил время нахождения самолёта на боевом курсе от команды «Рубеж» (это означает, что бомбу можно бросать. Даже если она не попадёт по цели, она будет в границах полигона) – до команды «Работу запрещаю», т.е. дальше будет внеполигонное боевое применение оружия. Соответственно, как только прозвучит команда «Рубеж», вы сразу щёлкаете секундомером, и если штурман по истечении расчётного времени бомбу не сбросит, вы ему даёте «Запрет», не дожидаясь команды от РП полигона. Про всякие там нюансы, типа отсечных пеленгов по АРК, показаниям РСДН или дальномера я не говорю. Это интересно только лётчикам, но не рядовому читателю.
P.S. На фото вначале рассказа – так выглядела разрушенная стена дома возле самого КПП прохода на аэродром авиагарнизона Саки. Кто-то написал как ностальгия по тому настоящему, что собой представлял тогда и представляет сейчас единственный авианосец России «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Не знаю, что сейчас сделали с этой надписью, но я бы её сохранил бы как память для потомков. А в пилотке я потому, что специально приехал на аэродром, где летал и прыгал с парашютом, чтобы отметить праздник - день Воздушного Флота СССР - тянет, знаете ли..
Первоапрельское «кергуду» для жителей города Палдиски
7 минут
176 прочтений
13 сентября 202013 сен 2020
2