Найти в Дзене
Журнал Рейс

Новый «Урал Next» 4х4. Из первых уст

В сегменте рынка полноприводных грузовиков «Автомобильный завод «Урал» – один из мировых лидеров. Сегодня, несмотря на кризис, здесь освоили и самые легкие, двухосные машины, расширив тем самым гамму выпускаемых современных грузовиков с приводом на все колеса.

На вопросы редакции журнала «Рейс» об особенностях конструкции нового вездехода «Урал Next» 4х4, областях его применения и перспективах расширения модельного ряда отвечает начальник отдела полноприводных автомобилей Инженерного центра АО «АЗ «Урал» АРКАДИЙ МАЛЬЦЕВ

 Аркадий Мальцев
Аркадий Мальцев

Каковы достоинства и недостатки нового «Урал Next» 4х4 по сравнению с «Уралом Next» 6х6?

– По опыту выпуска более ранних моделей двухосных грузовиков «Урал» 4х4 можно сказать, что основное преимущество таких автомобилей и шасси – ​экономичность. При практически одинаковом двигателе, меньший расход топлива у вездехода 4х4 по сравнению с 6х6, а это около 25 %, в первую очередь достигается за счет применения мостов с меньшим передаточным числом редукторов: 6,77 вместо 7,49. Второе – ​уменьшаются потери на качение колес, повышается КПД трансмиссии – ​меньше подшипников и карданных валов, на автомобиле на один ведущий мост меньше. Третье – ​сама машина тоже легче, что положительно сказывается на уменьшении расхода.
Среди первых «Уралов Next» 6х6 был экспериментальный «Урал Next-43206» 4х4. На организацию серийного выпуска потребовалось пять лет
Среди первых «Уралов Next» 6х6 был экспериментальный «Урал Next-43206» 4х4. На организацию серийного выпуска потребовалось пять лет
К минусам относится меньшая грузоподъемность, несколько увеличенная нагрузка на колеса и шины заднего моста (из-за другого распределения снаряженной и полной масс), увеличенная нагрузка на полуоси заднего моста. Кроме того, снижается проходимость автомобиля на бездорожье, что обусловлено большей колесной базой двухосника, а также тем, что в реальных условиях эксплуатации две задних ведущих оси всегда имеют преимущество перед одной за счет того, что вероятность обеспечения контакта и сцепления четырех колес (два из которых находятся на некотором расстоянии от двух других) всегда выше.

– Каково назначение двухосного «Урала Next» 4х4, какие надстройки наиболее актуальны для этого автомобиля?

– В первую очередь, двухосник – ​это вездеход с меньшей полной массой, чем трехосный «Урал Next» 6х6: 13,3 против 22,5 тонны. Заказчики двухосных шасси ориентируются на монтаж относительно небольших по массе надстроек, при этом их интересует полный привод, традиционная для «Уралов» проходимость, надежность, простое обслуживание и ремонт. Все это реализовано в новом «Урале Next» 4х4, для большинства надстроек хорошо подходят именно шасси 4х4.
Простейший «Урал Next» 4х4 – с бортом, его можно дооборудовать гидроманипулятором
Простейший «Урал Next» 4х4 – с бортом, его можно дооборудовать гидроманипулятором
В их числе, например, вакуумные установки, компрессорные станции с небольшой производительностью, различные пусковые установки, азотные станции, насосные установки, гидроподъемники, автовышки и т. д. Среди коммунальной техники перспективны дорожные машины со снежным отвалом, щетками, с кузовом для песка и механизмом разбрасывания смеси. Кроме того, самые распространенные «Уралы» оснащаются тентованной бортовой платформой. А еще завод уже 20 лет выпускает вахтовые автобусы, причем «вахтовки» традиционно изготавливают и на шасси миасских грузовиков 4х4.
Полноприводная коммунальная дорожная машина может работать после любого снегопада, на любой дороге, и даже может заменить легкий бульдозер
Полноприводная коммунальная дорожная машина может работать после любого снегопада, на любой дороге, и даже может заменить легкий бульдозер
Несмотря на то, что сейчас серийно выпускаются седельные тягачи и самосвалы на шасси «Урал Next» 6х6, производство автомобилей такого назначения на шасси 4х4 не планируется. Причина отказа от создания такого седельного тягача – ​небольшая допускаемая нагрузка на седельно-сцепное устройство, всего лишь 3-4 тонны, и крайне малая область применения аналогичных тягачей.
Вахтовка «Урал Next» проедет там, куда обычному автобусу даже «нос сунуть» нельзя
Вахтовка «Урал Next» проедет там, куда обычному автобусу даже «нос сунуть» нельзя

– Планируется ли установка на «Урал Next» 4х4 двухрядной кабины и увеличение существующей колесной базы?

– Вариант «Урал Next» 6х6 с двухрядной кабиной был изготовлен автозаводом очень оперативно, буквально через год после презентации самых первых модификаций нового уральского вездехода. Сейчас такие автомобили выпускают серийно и весьма успешно. По поводу применения рам с более длинной, или наоборот, короткой базой – ​такие варианты потенциально действительно могут существовать. Некоторые разработки по отдельным направлениям ранее уже выполнены, однако по нашим сведениям такие исполнения автомобиля 4х4 пока не востребованы рынком. Во многом это связано с тем, что существуют определенные пределы соотношения массы и длины монтируемого оборудования, аналогично средней плотности груза для машин с бортовой платформой или самосвалов. В общем случае, уменьшение колесной базы приводит к перераспределению масс в сторону увеличения нагрузки на задний мост, а увеличение колесной базы – ​к перераспределению масс в сторону увеличения нагрузки на передний мост. Но надо понимать, что на автомобилях «Урал» 4х4 предельная нагрузка на колеса достигает 4000 кг, что ограничивает грузоподъемность шасси и модели применяемых шин.
Двухрядная семиместная кабина одна из лучших в сегменте
Двухрядная семиместная кабина одна из лучших в сегменте

– Есть ли в планах автозавода создание на основе «Урала Next» 4х4 российского аналога знаменитого многоцелевого вездехода Mercedes-Benz Unimog? Судя по имеющимся в распоряжении «АЗ «Урал» агрегатам, это вполне реально.

– Трансмиссия, да и конструкция Unimog в целом очень специфична. Это универсальный технологический автомобиль, ориентированный на применение в разных сферах деятельности человека, а не только на перевозку грузов. В частности у Mercedes-Benz Unimog большое количество вариантов отборов мощности от двигателя и от трансмиссии для привода различного навесного оборудования и гидросистем, очень специфичная конструкция трансмиссии, рамы. И этим он сильно отличается от автомобилей транспортного назначения, пусть даже и с полным приводом.
Многофункциональный вездеход Mercedes-Benz Unimog
Многофункциональный вездеход Mercedes-Benz Unimog
«Уралы» изначально создавались как транспортные автомобили для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, и это определяет иную конструкцию агрегатов и характеристики машины. И по большому счету, российский «Урал» не менее легендарный автомобиль, чем германский «Унимог».

– Приложение № 9 к Техническому регламенту ТС 018/2011 или, как его называют, «закон о тюнинге» не что иное, как запрет на самостоятельную установку владельцем транспортного средства дополнительных фаритопливных баков, лебедок, применение других колес. Между тем подобные переделки актуальны среди любителей полноприводных автомобилей, востребованы именно на бездорожье. А для перевозчиков, владельцев коммерческого транспорта и спецтехники такие доработки порой просто жизненно необходимы. Некоторые автозаводы России, стремясь сохранить продажи автомобилей, «узаконивают» подобные изменения по ряду модификаций, вписывая их в ОТТС. Что планирует делать «АЗ «Урал» в этом направлении?

– Автозаводом получены ОТТС и ОТШ, предусматривающие варианты комплектации автомобилей основными агрегатами, включая шины. В разделе «Дополнительное оборудование» записаны варианты комплектации отборами мощности, лебедкой, держателем запасного колеса. Также существует возможность создания новых опций (не влияющих на сертифицируемые характеристики), но здесь нужно смотреть объемы заказа и целесообразность дооборудования на заводе. Ряд доработок автомобилей «Урал», например, доведение машин до требований ДОПОГ, производят установщики надстроек и производители спецтехники. Что касается автомобилей уже находящихся в эксплуатации, то есть поставленных на учет в ГИБДД, то переоборудование возможно на основании Постановления Правительства РФ № 413 от 06.04.2019 г. и утвержденных данным Постановлением Правил.

Возможно ли создание на основе «Урала Next» 4х4 дорожной версии автомобиля с колесной формулой 4х2 под установку кузова длиной 6 метров, под монтаж различных надстроек коммунального назначения?

– Пока такого автомобиля в перспективных планах на разработку нет.


Рейс.РФ

Подробно про Mercedes-Benz Unimog можно прочитать здесь
Про полноприводные грузовики «Урал» и другие отечественные вездеходы можно прочитать здесь