Найти тему
Литература и ветер

Роды литературы и жанры: чем эпос отличается от драмы, а повесть от романа?

А. Руссо. Муза, вдохновляющая Поэта. (Поэт и Муза. Портрет Г. Аполлинера.) 1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
А. Руссо. Муза, вдохновляющая Поэта. (Поэт и Муза. Портрет Г. Аполлинера.) 1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

ТРИ РОДА ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИРИКА, ЭПОС, ДРАМА

Отличительные черты лирики

1. Передает субъективное отношение личности к миру, непосредственно изображает внутренний мир человека, его мысли, чувства. Есть лирический герой.

2. На первом плане – образ-переживание.

3. Нет сюжета, нет задачи передать развитие событий, характеров, есть лирический сюжет.

4. Используется особая организация языка – стихотворная форма (чаще есть ритм и рифма).

Отличительные черты эпоса

1. Опосредованно, через восприятие автора, рассказчика, изображает героев и события.

2. В центре внимания – образ-характер.

3. Есть развивающийся сюжет, повествование, в которое включены события, характеры, детали.

4. Используются обыкновенные, соответствующие прозе, язык и стиль.

Отличительные черты драмы

1. Действие максимально приближено к воспринимающему.

2. Есть яркий конфликт.

3. Используется особое оформление текста, понятия «действующие лица», «диалог», «ремарка», «действие» («акт»), «явление» («сцена»).

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Жанр (от фр. «род, вид») – исторически сложившаяся разновидность художественного произведения в живописи, музыке, литературе.

I. Лирические жанры.

1. Лирическое стихотворение – наиболее распространенная жанровая форма лирики.

2. Песня (в литературе определяется как лирическое стихотворение) – стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. Такое произведение может быть написано в форме стилизации под народную песню. В России существовал жанр романса. Например, положены на музыку и являются песнями (в том числе романсами) произведения поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, – поэтов и композиторов: Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого и др. Известны романсы на стихи Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»; Лермонтова – «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; Некрасова – «Тройка», отрывок из поэмы «Коробейники» (Ой, полна, полна коробушка…»); Есенина – «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Клен ты мой опавший…».

В ГОРНИЦЕ
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...
(Н. М. Рубцов, 1965)

3. Элегия (от греч. «жалобная песня флейты») – стихотворение грустного, задумчивого характера, обычно на любовную или философскую тему (жанр унаследован из романтизма). В творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. Например, «Погасло дневное светило…», «К морю», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») А. С. Пушкина; «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») Н. А. Некрасова. Традиции элегии продолжены в творчестве С. А. Есенина («Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»), в его произведениях можно наблюдать элегические мотивы.

ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(А. С. Пушкин, 1830)

4. Послание – поэтическое письмо, предназначенное конкретному лицу, группе лиц. Например, «К Чаадаеву», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Пущину», «Няне», «Во глубине сибирских руд…», «Поэту» А. С. Пушкина; «Валерик» М. Ю. Лермонтова; «Письмо матери», «Пушкину», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» С. А. Есенина; «Лиличка! (Вместо письма)», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное» В. В. Маяковского; «Стихи к Блоку», «Бабушке» М. И. Цветаевой.

НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
(А. С. Пушкин, 1826)

ПУШКИНУ
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
(С. А. Есенин, 1924)
Есенин пишет о памятнике Пушкину работы А. М. Опекушина, но следующее фото выглядит очень забавно и по-хулигански.
Есенин пишет о памятнике Пушкину работы А. М. Опекушина, но следующее фото выглядит очень забавно и по-хулигански.
С. А. Есенин и В. И. Эрлих со студентами у памятника А. С. Пушкину. Царское Село. 1924 (?)
С. А. Есенин и В. И. Эрлих со студентами у памятника А. С. Пушкину. Царское Село. 1924 (?)

5. Эпиграмма (от греч. «надпись») – небольшое сатирическое, остроумное стихотворение, высмеивающее кого-либо. Например, эпиграммы присутствуют в творчестве А. С. Пушкина. Сатирическую традицию продолжил О. Э. Мандельштам в стихотворении-эпиграмме (памфлете) на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…».

* * *
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
(А. С. Пушкин. Эпиграмма на М. С. Воронцова, 1824)

* * *
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей.
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подковы, дарит за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
(О. Э. Мандельштам, 1933)

6. Ода (от греч. «песнь») – торжественное стихотворение в честь важного события, лица (обычно в жанре классицизма). Оду отличают пафос, высокая лексика. Например, широко известны «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» М. В. Ломоносова, оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям».

22
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
23
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(М. В. Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия… 1747 года»)

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
(Г. Р. Державин, отрывок из оды «Властителям и судиям», 1743)

7. Сонет (от итал. «песенка») – лирическое стихотворение из 14 строк – 2 четверостиший (катренов) и 2 трехстиший (терцин). Например, известны сонеты Ф. Петрарки, В. Шекспира, стихотворение А. С. Пушкина «Мадонна», «Приморский сонет» А. А. Ахматовой.

СОНЕТ К ФОРМЕ
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
(В. Я. Брюсов, 1895)

ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворечни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
(А. А. Ахматова, 1958)

II. Лиро-эпические жанры

1. Баллада (от фр. «танцевальная песня»: происходит от народной хороводной песни) – стихотворение обычно на легендарную, историческую тему с острым, драматическим сюжетом, основа которого – необыкновенный случай. Например, можно вспомнить английские и шотландские народные баллады «Три баллады о Робин Гуде», «Королева Элинор», балладу В. А. Жуковского «Светлана». Близко к балладе стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». К этому жанру принадлежат такие произведения 20 века, как «Баллада о двадцати шести» С. А. Есенина, «Баллада о гвоздях» Н. С. Тихонова, «Баллада о Любви», «Баллада о борьбе», «Баллада об оружии» В. С. Высоцкого.

2. Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом, повествованием, нередко состоящее из частей. Например, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя (в «Мертвых душах» использована форма прозы, но есть авторские лирические отступления), «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока, «Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Москва – Петушки» В. В. Ерофеева (Ерофеев использует форму прозы, продолжая гоголевские традиции).

3. Роман в стихах. Отличается от поэмы более широким охватом действительности (как роман от повести в эпосе). «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

III. Эпические жанры

1. Рассказ– малый жанр, прозаическое произведение малого объема, повествующее об отдельном случае из жизни человека. Например, в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского, А. И. Солженицына, В. М. Шукшина и др.

2. Очерк – приближенное к документальному повествование. (Очерк повлиял на литературу натуральной школы, так как в ней считалось, что произведение должно быть максимально приближенным к действительности. Критик В. Г. Белинский высказал мысль о существовании литературной «школы» Н. В. Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму. Писатели натуральной школы – Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов.) Например, жанр очерка оказал влияние на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: автор использовал физиологический очерк, путевые заметки. Жанр очерка использован В. П. Астафьевым в повествовании в рассказах «Царь-рыба», А. И. Солженицыным в опыте художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ».

3. Новелла (от итал. «повесть») – рассказ с острым, динамичным развитием сюжета и неожиданной развязкой. Например, в творчестве П. Мериме, Э. По, О. Генри. В русской литературе к жанру новеллы приближены такие рассказы, как «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Ионыч», «Дама с собачкой» А. П. Чехова, рассказы В. М. Шукшина.

4. Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль (поучение) и аллегорию (иносказание). Притча органично входит в другие, более крупные, жанровые формы. Например, евангельские притчи, рассказанные Христом (притча о блудном сыне, о сеятеле), рассказ Л. Н. Толстого «Чем люди живы?», повесть А. П. Платонова «Котлован», рассказ В. П. Астафьева «Царь-рыба».

5. Повесть– средний жанр, средняя эпическая форма, прозаическое произведение, повествующее о ряде эпизодов из жизни героя. Например, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Ася», «Первая любовь» И. С. Тургенева, «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки» Л. Н. Толстого, «Олеся», «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Котлован» А. П. Платонова, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Сашка» В. Л. Кондратьева, «Сотников» В. Быкова, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, «Живи и помни», «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина, «Печальный детектив» В. П. Астафьева и др.

6. Роман (от ст.-фр. – «повествование») – крупный эпический жанр, крупное произведение, развернуто, всесторонне изображающее картину жизни множества людей в определенный период времени или на протяжении целой человеческой жизни. Например, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «В круге первом» А. И. Солженицына, «Прокляты и убиты» В. П. Астафьева и др.

7. Роман-эпопея – крупная эпическая форма, роман, всесторонне изображающий жизнь целого поколения, судьбу народа – роман широчайшей социально-исторической проблематики. Например, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Московская сага» В. П. Аксёнова, «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова, «Красное колесо» А. И. Солженицына.

Типы романа: философский, социально-психологический, исторический, семейно-бытовой, любовный, роман воспитания, роман-путешествие, роман-утопия (изображает идеальное общество; например, «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), роман-антиутопия (развенчивает ложный общественный идеал; например, «Мы» Е. И. Замятина, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла), сатирический, философско-сатирический (мениппея; например, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова), фантастический, авантюрный, роман в письмах (эпистолярный), роман-притча.

IV. Драматические жанры

1. Трагедия (греч., определение жанра дал Аристотель) – драматическое произведение, в основе которого лежит острый, неразрешимый конфликт личности с обществом или собой. Герой трагедии физически гибнет, одерживая нравственную победу, смерть героя вызывает кáтарсис (очищение) у зрителя. Например, «Прометей прикованный» Эсхила, «Антигона» Софокла, «Царь-Эдип» Еврипида, «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет» В. Шекспира, «Сид» П. Корнеля, «Федра» Ж. Расина; «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского и др.

2. Комедия (греч.) – драматическое произведение, осмеивающее общественное или человеческое несовершенство. Например, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедов, «Ревизор», «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Баня», «Клоп» В. В. Маяковского, «Зойкина квартира», «Иван Васильевич» М. А. Булгакова, «Старший сын» А. В. Вампилова и др.

Типы комедии: комедия нравов (комедия классицизма, в которой происходит осмеяние пороков; Мольер, «Мещанин во дворянстве»), комедия положений (частично – «Ревизор» Н. В. Гоголя), комедия характеров («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя); сатирическая («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Баня», «Клоп» В. В. Маяковского, «Зойкина квартира», «Иван Васильевич» М. А. Булгакова).

3. Драма (от греч. «действие») – изображает личность в ее драматических отношениях с обществом и переживаниях. В драме, в отличие от трагедии, существует возможность благополучного разрешения конфликта или снятия излишнего трагизма при неблагополучном исходе. Например, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Гроза» А. Н. Островского, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «На дне» М. Горького, «Дни Турбиных», «Бег» М. А. Булгакова, «Утиная охота» А. В. Вампилова.

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!