Найти в Дзене

Как музыка из Царя стала слугой. Она не заслужила играть в твоих наушниках!

Оглавление

Мы получили интернет, а вместе с тем доступ к огромной мировой аудиотеке, хранящей в себе всё, что накопило человечество за своё существование.

Разумеется, это огромное благо, но каким бы восхитительным оно ни было, позади остаётся тень, в которой таятся, на первый взгляд, мелкие и незначительные сложности.

Одна проблема родилась уже давно.

В 1877 году Томас Эдисон изобрёл фонограф, который ближе к началу ХХ века возымел широкую популярность.

Фонограф Edison Standard с дубовым корпусом, крышкой и 14-дюймовым латунным рожком, играющим на двух минутных цилиндрах, примерно 1902 год.
Фонограф Edison Standard с дубовым корпусом, крышкой и 14-дюймовым латунным рожком, играющим на двух минутных цилиндрах, примерно 1902 год.

Человечество научилось записывать звук и воспроизводить записанное.

Теперь оно может слушать любимую музыку когда захочет и сколько захочет. Это достижение несомненно благостное, но не без печали.

С тех пор слушатель постепенно перестаёт придавать музыке то особое значение. Народ перестаёт ходить на концерты за музыкой. Теперь у него нет необходимости, внимать музыку вживую, ловить перетекающий, то резко тревожный звук и переживать каждый пассаж или очередную уловку композитора перед кодой.

Нет, потому что люди теперь ходят на концерты не слушать музыку, а услышать своего любимчика, с творчеством которого они познакомились через переходящий носитель — какой угодно: пластинка, диск или клип в интернете.

Все ждут одного. Исполнитель на сцене понимает это. Они хотят услышать ту самую знакомую мелодию, которую они неутомимо крутили в наушниках по пути на работу или куда-то ещё, второпях и отдавая ей фон, а в мыслях отделялись от этого своими думами.

Музыка себя исчерпала, её отныне не проживают.

Теперь вместо угадывания и узнавания, то есть, вместо постоянной интеллектуальной работы воображения, человек занимается удовлетворением нужды после разлуки со своей любимой композицией.

Не может отличить талант от бездарности, потому что не слушает музыку и не пытается понять, что в неё вложено, не хочет прогнозировать как пойдёт ход мелодического повествования.

Он жаждет одного! Услышать знакомый лейтмотив и приём. Ему, как нынче принято говорить, "заходит" то, в чём угадывается его любимая песня; он слушает пародистов, которые преемственно подражают другу и перебирают одни и те же звукосочетания.

Человек делит музыку на жанры,

потому что предпочтения держатся всё на той же мелодической основе, музыкальные штампы можно определить в свою группу (жанр), сужаются рамки творчества композитора.

Чтобы стать рокером ты должен играть рок, а чтобы тебя считали рэпером — рэп.

Вот он идёт. Идёт наш современник и слушает в наушниках «Хорошо темперированый клавир» Баха, как разворачивается «Лоэнгрин» Вагнера, затем слышны «Битлз», дальше «Нирвана», а вот уже Эминем и завершающий аккорд берёт Моргенштерн.

Сложно представить такой нелепый на сегодняшний день образ, но, тем не менее, люди слушают музыку разного времени в зависимости от предпочтения, привычки или, просто-напросто, напоказ.

Слушают потому что могут.

А до 1877 года не могли. Да и не было нужды играть устаревшую музыку. Только с начала XX века музыка прошлых поколений получает обиход и имеет спрос.

До этого слушателя удовлетворяла современная для него музыка, потому что не звучала для фона и на каждом шагу, а была доступна в определённом для того месте, была сочинена и исполнена настоящими мастерами, а самое главное, это то, что в ней звучали переживания времени.

Прежняя музыка была ценима, потому что не шла на поводу у волнительных толп, а описывала бурное движение жизни своим вкрадчивым способом.