Непростое музейное лето в Симферопольском художественном музее заканчивается совместной выставкой скульптора Андрея Никонова и живописца Павла Матвеева«Свидетельство о перерождении». Акция продолжает серию вернисажей проекта «Крымский контекст: живопись, графика, скульптура» и направлена на популяризацию современного искусства.
Трёхмерные арт-объекты скульптора А. Никонова — динамичные, многосоставные, разнофактурные. Герои парадоксальны и полны самоиронии. Живопись П. Матвеева подчёркнуто «немногословна», передаёт субъективное видение многообразия мира, пробуждает определённые воспоминания. Оба прошли немалый путь — от крымского андеграунда до актуального искусства, и то, как они работают сегодня, интересно многим зрителям. Авторы сделали афишу и даже написали манифест выставки.
Скульптуры Никонова создаются из ценных пород древесины, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов в авторской технике. Ни одна из работ не повторяется и не имеет копий. Названия и образы скульптурных форм, по мнению автора, почерпнутые из «торжественной бесконечности Вселенной», дополняют мастерство и профессионализм скульптора.
Авангардная живопись Павла Матвеева является отражением переживаемых автором впечатлений от окружающей действительности. На его полотнах воссоздаётся особое художественное пространство, наполненное стилизованными формами растений, птиц и животных. Есть в этом мире фантазии место и человеку — к современному зрителю обращён каждый многозначный образ-шифр, образ-иероглиф, доступный для восприятия на интуитивном уровне. «Для меня художество — это диалог с миром. В каждой работе есть то, что я хочу сказать людям. В них отражается моя сущность», — говорит Матвеев, приглашая зрителя к визуальному диалогу.
Такой подход даёт возможность шире взглянуть на концепцию границ современного визуального искусства и специфику экспозиционирования авангарда в музейном пространстве. Французское слово «авангард» первоначально относилось к военной терминологии и означало «передовой отряд, разведка боем». В годы Французской революции слово стало интересной метафорой, фигурой речи, а в 1794-м вошло в название якобинского журнала. Новый политический смысл начал вытеснять изначальный военный. Окончательно точки над «i» поставил художественный критик Александр Бенуа уже в ХХ веке, крайне иронично применивший этот термин в рецензии на выставку художников круга Малевича. А в наши дни, уже без всякой иронии, «Чёрный квадрат» (1915 года) называют «иконой мирового авангарда».
Показательно, что при всей злободневности споров о современном визуальном искусстве понятия «авангард» и «модернизм» часто отождествляют как в прессе, художественной критике, так и в академическом искусствознании, в справочниках и энциклопедиях. Однако различия существуют, более того, два схожих креативных тренда находятся в жёстком противостоянии: авангардисты решительно отвергают старое, исторические традиции и преемственность творчества; это обобщённое название экспериментальных идей, течений, школ, отдельных художников, создающих концептуально новое искусство.
Модернисты же, на свой лад стремясь к обновлению, считают необходимым не отрицать, а развивать художественные традиции. В их концепции даже «авангард представляет собой пройденный этап, своеобразную новую классику, которую, как и старую, следует развивать, а не опровергать». Авангардизм кратковременен, он проявляется в переломные моменты истории; в то время как модернизм перманентен, отражает постоянное стремление к совершенствованию художественной формы.
Авторы выставки — давние друзья, соратники, а соседство живописи и скульптуры в одной экспозиции — не просто удачный приём, но в наши дни является ведущим выставочным трендом: 2D + 3D. Андрей Никонов, выставивший поначалу ровно 10 скульптурных арт-объектов, вскоре добавил ещё один в подарок музею — «Укравший ветер». С изрядной долей иронии для всех своих героев, даже для молекулы, автор год за годом придумывает самые замысловатые названия, чего стоит только «Ещё Одно бессмертие Позабытого Человека»!
А над созданием экспозиционного пространства пришлось вдумчиво поработать уже музейщикам, исходя из концепции выставки и стремления авторов к нестандартным решениям.
Выставка продлится до 13 сентября.
Екатерина БОРОДИНА
Фото с сайта музея