Найти тему
машина

Как создавались седельные тягачи КамАЗ: модель 54112

Шеренга тягачей КамАЗ-54112 на площадке готовой продукции
Шеренга тягачей КамАЗ-54112 на площадке готовой продукции

Предыдущую (третью) часть статьи о седельных тягачах КамАЗ читайте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!!!

Итак, 10-цилиндровые тягачи КамАЗ-54102 получили рекомендацию к постановке на производство. Однако эта рекомендация лишь разрешала выпуск, но отнюдь не гарантировала, что этот выпуск когда-нибудь действительно начнется. Камский автозавод в силу технологических причин не смог организовать выпуск 10-цилиндрового дизеля. Следовательно, теряли возможность попасть на конвейер и автомобили, спроектированные под этот двигатель: и «седельник» КамАЗ-54102, и унифицированный с ним бортовой грузовик КамАЗ-5321 (собственная разработка челнинцев, испытывавшаяся в 1976-1977 годах).

Совершенно малоизвестный опытный грузовик КамАЗ-5321, который также был оснащен 10-цилиндровым дизелем ЯМЗ-741. Табличка на двери – с индексом «Э5321»
Совершенно малоизвестный опытный грузовик КамАЗ-5321, который также был оснащен 10-цилиндровым дизелем ЯМЗ-741. Табличка на двери – с индексом «Э5321»

Выходом из положения стало освоение машин, созданием которых на Камском автозаводе занимались самостоятельно в тот же самый период времени, когда на МосавтоЗИЛе заканчивалась доводка модели КамАЗ-54102. Однако тут уже речь шла не только о седельных тягачах, а о полной гамме машин с увеличенными до 7 тонн осевыми нагрузками, но стандартным 210-сильным дизелем КамАЗ-740. Базовой моделью этого семейства являлся КамАЗ-53211 – бортовой грузовик со стандартной колесной базой (аналог модели 5320, но со спальной кабиной и повышенной грузоподъемностью). В первоочередном порядке, впрочем, на конвейер поставили самосвал КамАЗ-5511 (в 1977 году) и длиннобазный бортовой грузовик КамАЗ-53212 (в 1979-м).

А там дошел черед и до седельного тягача, которому присвоили индекс КамАЗ-54112: первую опытно-промышленную партию из 7 единиц собрали еще в 1979 году, а полноценное серийное производство развернули в 1981-м. Впрочем, объемы выпуска тягачей КамАЗ-54112 оставались довольно скромными: тиражи модели КамАЗ-5410 в первой половине 1980-х были выше почти в 10 раз.

1980-е годы, седельные тягачи КамАЗ на площадке готовой продукции. У машины на переднем плане из дверной таблички с номером модели все циферки отковырнуты. Далее, в правой части кадра, стоит тягач модели 54112, а первый из дальней шеренги машин в левой части кадра – тягач модели 5410
1980-е годы, седельные тягачи КамАЗ на площадке готовой продукции. У машины на переднем плане из дверной таблички с номером модели все циферки отковырнуты. Далее, в правой части кадра, стоит тягач модели 54112, а первый из дальней шеренги машин в левой части кадра – тягач модели 5410

Несколько слов об особенностях тягачей КамАЗ-54112. Подобно модели КамАЗ-54102, «сто двенадцатые» вобрали в себя множество локальных усилений: по раме, рулевому управлению, ведущим мостам, тормозам, задней подвеске и местам ее крепления (в частности, появилась усиленная цельная ось балансиров от модели КамАЗ-4310). Как минимум на одном из опытных образцов тягачей КамАЗ-54112 компоновка закабинного пространства повторяла оную на модели КамАЗ-5410: с правой стороны там был установлен вертикальный держатель запасного колеса, по центру крепились воздушные ресиверы, а слева – воздушный фильтр, инструментальный ящик и ящик аккумуляторной батареи. Ну а два компактных 125-литровых топливных бака располагались по обе стороны рамы.

Вероятно, самый первый опытный образец тягача КамАЗ-54112, повторяющий по компоновке первые серийные КамАЗы модели 5410
Вероятно, самый первый опытный образец тягача КамАЗ-54112, повторяющий по компоновке первые серийные КамАЗы модели 5410

Однако в серию тягачи КамАЗ-54112 пошли с иной, более рациональной компоновкой. Топливный бак у них остался один, с левой стороны, однако вместимость его выросла ровно вдвое (до 250 литров). Запасное колесо переехало под правый лонжерон рамы. Над ним нашлось новое место для аккумуляторного ящика и воздушных ресиверов. А корпус воздушного фильтра сместился под центральную часть задней стенки кабины. Вскоре вслед за «сто двенадцатыми» аналогичным образом поменялась и компоновка серийных тягачей КамАЗ-5410.

КамАЗ-54112 в серийном исполнении – с нижним расположением «запаски» и одним баком. Экземпляр с фото, принадлежащий ленинградскому Союзвнештрансу, работал на международных перевозках в сцепке с мазовской «телегой»
КамАЗ-54112 в серийном исполнении – с нижним расположением «запаски» и одним баком. Экземпляр с фото, принадлежащий ленинградскому Союзвнештрансу, работал на международных перевозках в сцепке с мазовской «телегой»

С годами у тягачей КамАЗ-54112 стали появляться модификации: например, экспортная тропическая (541127) и северная (541121).

Опытный образец северного тягача КамАЗ-541121
Опытный образец северного тягача КамАЗ-541121

Специально для поставок Павшинскому механическому заводу (сегодня он известен под брендом «БЕЦЕМА»), который производил полуприцепы-цементовозы ТЦ.12, в Набережных Челнах выпускали КамАЗы-54112 с дневной кабиной и коробкой отбора мощности, потому что на эти тягачи затем нужно было монтировать компрессор для пневматической разгрузки цистерны.

КамАЗ-54112 с дневной кабиной и компрессором для буксировки полуприцепа-цементовоза ТЦ.12
КамАЗ-54112 с дневной кабиной и компрессором для буксировки полуприцепа-цементовоза ТЦ.12

Но наиболее интересной оказалась газодизельная версия, получившая обозначение КамАЗ-54118 и выпускавшаяся мелкими сериями с 1989 года. На этой машине кроме привычного топливного бака за кабиной имелась батарея из баллонов для сжатого природного газа, а двигатель модели КамАЗ-7409.10 мог работать как на чистой солярке, так и на ее смеси с газом, что положительно сказывалось на себестоимости перевозок. Кабину, правда, на эту машину пришлось ставить дневную: батарея баллонов не оставила места для «спалки».

Газодизельный тягач КамАЗ-54118
Газодизельный тягач КамАЗ-54118

С конца 1980-х на некоторые экземпляры тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 вместо 210-сильного дизеля модели 740.10 стала устанавливаться его форсированная до 220 л.с. модификация 740.10-20, отличающаяся форсунками и ТНВД.

КамАЗ-54112 совсем раннего выпуска с экспериментальным пластиковым спойлером на кабине и полуприцепом ОдАЗ-9385. Фото сделано в Москве во дворе института НАМИ
КамАЗ-54112 совсем раннего выпуска с экспериментальным пластиковым спойлером на кабине и полуприцепом ОдАЗ-9385. Фото сделано в Москве во дворе института НАМИ

После пожара на камазовском заводе двигателей все модели челнинских грузовиков получили вариантное исполнение с дизелем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. (соответствующие одобрения типа транспортного средства действовали с февраля 1994-го по апрель 1995 года). А в марте 1995-го были сертифицированы модификации тягачей с 260-сильными турбодизелями КамАЗ-7403.10.

Довольно известная рекламная фотография тягача КамАЗ-54112 со штатным полуприцепом ОдАЗ-9385
Довольно известная рекламная фотография тягача КамАЗ-54112 со штатным полуприцепом ОдАЗ-9385

Выпуск тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 с безнаддувными дизелями для внутреннего российского рынка завершился с 1 июля 1997 года в связи с ужесточением действующих экологических норм. С этого же момента тягачи с 260-сильными турбодизелями КамАЗ-7403.10 стали производиться под обозначением КамАЗ-5410-01 и КамАЗ-54112-01, а новые модификации с 230-сильными турбодизелями КамАЗ-740.11-240 – под обозначениями КамАЗ-5410-02 и КамАЗ-54112-02. В таких исполнениях тягачи серий 5410/54112 выпускались еще два года и окончательно покинули конвейер к началу 2000-го.

Серийный КамАЗ-54112 с иностранными номерами и иностранным же полуприцепом-контейнеровозом. Кто опознает, какой страны номера, тому +1 в карму ))
Серийный КамАЗ-54112 с иностранными номерами и иностранным же полуприцепом-контейнеровозом. Кто опознает, какой страны номера, тому +1 в карму ))