Данная статья будет актуальна для тех, кого волнует подготовка к ОГЭ по математике. Рассмотрим задание из первой части экзаменационных материалов, связанное с нахождением вероятности.
Начнем наше знакомство с простейшими задачами на вероятность с классического примера:
В коробке находятся 3 белых шарика и один черный. Мы не глядя опускаем руку в коробку и достаем один шарик. Какова вероятность, что он окажется черным? Какова вероятность, что он окажется белым?
Интуитивно понятно, что вытащить белый шарик вероятность больше, поскольку белых больше, чем черных. Рассмотрим, как же выразить эту вероятность числом и записать в бланк ответов на ОГЭ.
Найдем вероятность для черного шарика. Для этого составляем дробь: в числителе пишем, сколько у нас черных шариков, то есть 1. В знаменателе пишем, сколько шариков всего в коробке. Всего их 4. В принципе, задача решена. Но в бланк на ОГЭ мы не можем записать обыкновенную дробь, нужно перевести ее в десятичную. Переводим, получаем 0,25.
Теперь вероятность для белого шарика. Составляем дробь. В числителе пишем 3 - количество белых. В знаменателе по-прежнему 4 - общее количество шариков. Переводим в десятичную дробь, получаем вероятность 0,75.
Если у ребенка туго с математикой, и его пугают термины, пусть запоминает так: сверху пишем то, что спрашивается в задаче, снизу - сколько всего.
Рассмотрим теперь задачу №10 из демоверсии ОГЭ 2021.
На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 4 с мясом, 8 с капустой и 3 с яблоками. Петя наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с яблоками.
Итак, составляем дробь. Сверху (в числителе) пишем то, что спрашивается в задаче. Спрашивается найти вероятность пирожка с яблоками. Значит пишем, сколько там с яблоками, их 3. Снизу (в знаменателе) мы пишем, сколько всего. Тут придется посчитать, сколько их всего: 4+8+3=15. Переводим дробь в десятичную, и получаем вероятность 0,2.
И, наконец, еще одна задача такого типа из открытого банка заданий ОГЭ.
На экзамене 40 билетов, Сеня не выучил 8 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.
Здесь надо очень внимательно читать задание. В задаче нет того числа, которое мы будем писать в числителе дроби, поскольку дано, сколько Сеня не выучил, а спрашивается вероятность выученного. Находим, сколько же он выучил: 40-8=32. Составляем дробь: в числителе - что спрашивается, то есть, сколько он выучил, то есть 32. В знаменателе - сколько всего, то есть 40. Получаем вероятность: 32/40 = 0,8.
Вот, собственно, и все. Задача на вероятность - одно из самых легких заданий экзамена, научить ее решать можно даже самого слабого ученика, именно за счет таких заданий дети, не слишком хорошо знающие математику, могут набрать необходимый минимум баллов.
P. S. Если материал оказался полезен, ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал и пишите в комментариях, нужны ли статьи о том, как учить детей переводить обыкновенную дробь в десятичную и как решать другие задачи из ОГЭ.