Найти тему
ADELSTAND

Когда "брюки" легким движением превращаются в элегантные "шорты"

Коллаж автора
Коллаж автора

Дома, архитектура отражают быт, нравы, мысли людей и архитекторов, живущих в то или иное время. И каждый новый пришедший стремится все переделать на собственный лад, выразить себя, подхватить тренды. Это практически как с новыми жильцами в квартире: каждый подстраивает быт под себя.
Революция 1917 года принесла в Россию кардинальные перемены, перевернув практически все сферы жизни на 360 градусов. Вымели метлой все старое, сравняли с землей все неугодное, помыли, отдраили, почистили, поменяли двери и окна и начали жить-поживать и добра наживать, но уже "по-новому". От старой жизни остались "веселые картинки" в тематических изданиях и закромах чьих-то семейных архивов. От новой-то, что мы можем видеть сегодня, пробегая в суете жизни по шумным улицам. Особенно показательна и видна смена эпох в архитектурном облике. И изредка поднимая голову и открывая глаза, мы можем что-то увидеть, что-то промелькнет знакомое из "прошлого", но так и осядет где-то там в рабочих буднях и житейской беготне.
Люди, кто связан с Петроградской стороной в Петербурге, часто могли видеть вот это вот здание на Чкаловском проспекте, являвшихся ранее одним из цехов завода "Измеритель".

Фотография с просторов Интернета
Фотография с просторов Интернета

Здание цеха в 1932 году было получено путем перестройки из огромной церкви на 1500 прихожан, расположенной ранее по этому адресу, с сохранением общей стилистики. Сохранили внутри и своды, и исторические стены. И даже барабан, оставшийся от купола, здесь отчетливо прослеживается визуально.
Церковь сама выглядела вот так. Как говорится, найди 10 отличий и ужаснись масштабам действий, или узри те самые "брюки", которые одним движением превратились в элегантные "шорты". Листайте галерею.

Даже сложно себе сегодня представить размер и размах этой церкви и то, как элегантно и компактно ее превратили в цех завода "Радист"/"Артель Прогресс-Радио", а позднее-"Измеритель".

Фотография с просторов Интернета
Фотография с просторов Интернета

Почему я пишу об этом здании, так как с этим местом связана интересная цепочка взаимосвязей.

В 1833 году в Петербурге было открыто частное убежище, предназначенное для "возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда". Позднее это убежище вошло в состав общины сестер милосердия, которое затем было реформировано в Дом милосердия для кающихся "Магдалин" (жриц любви), взрослая часть которого перебралось на Петроградскую сторону, где было решено построить церковь. Жриц любви в те годы перевоспитывали физическим трудом, обучением Закону Божьему, религиозными беседами. Но вместо Марии Магдалины храм было в итоге решено посвятить святому покровителю московского купца, который выделил деньги на постройку. Купца звали Алексей Николаевич Дьячков, а храм был посвящен Св.Алексию, человеку Божьему, и построен в новгородском неорусском стиле с элементами модерна. В начале 19 века улицы на Петроградской стороне нумеровались, и церковь стояла аккурат между 16й, 17й и 18й улицами. Запомним эти цифры.
Интересна история этого святого. Алексей родился в знатной римской семье. В день свадьбы он оставил невесту и родителей и ушел странствовать на
17 лет, питаясь тем, что подадут. Потом он вернулся в дом отчий и не будучи узнанным семьей 17 лет жил в их доме в каморке для прислуги.
Забавно, что церковь практически повторила "земной путь Алексея": от роскоши 1906го, обретения колоколов в 1911-м до революции
1917 года, а потом еще 15 лет до перестройки в 1932-м, а потом скрылась в "одеждах эпохи конструктивизма", неузнанная и погоняемая, истерзанная изнутри и переделанная. Созданные в ней цеха принесли славу заводу, производящему уникальные технические изделия, применяемые в сложных отраслях промышленности, но сама церковь осталась в тени своей праистории, глядя на мир прямоугольными глазищами из сохраненного куска барабана купола и напоминая о себе.

Сегодня-идет новая эпоха разрушений и перестроек. Все продается и застраивается под жилые и бизнес-объекты. Это тренд наших дней. Вот и участок на Чкаловском, 50 был в 2016м выставлен на торги. Переделанная в цех церковь не являлась объектом культурного наследия, что означало отсутствие необходимости ее воссоздавать в первозданном виде по оригинальным чертежам. Будущему покупателю предлагалось снести все здания на территории под редевелопмент и застроить ее объектами делового и жилого назначения не выше 33 м в высоту. Но сносить ничего не стали. Сделали бизнес-центр с супермаркетом и пабом. Церкви, как епархия ни боролась, здание не досталось.

Фотография с просторов Интернета
Фотография с просторов Интернета

И снова история перекликается со святым Алексием: его праздник 17 июля был после Второго Ватиканского Собора в 1969 году исключен из Общего Римского Календаря. По мнению церкви в житии Алексея нет ничего особенного, его легендарность, не подтверждена документально: жил некий аскет как нищий и потом стал почитаться как святой. Праздновать могут только приверженцы его ордена.
И церковь наша также не была признана объектом культурного наследия. Так себе, храмик оказался. И вместо кающихся Магдалин прошлого "церковь посещают" приверженцы ордена любителей разговеться, подружиться с зеленым змием и немного подзаработать.
Как видим, история церкви Св.Алексея в Петербурге удивительным образом отразила в себе этапы, циклы и закономерности истории России, жизни святого, связав времена и основные маркеры эпох.

Не знаю, как гибнут
цивилизации,
но Империя пала
от стилизации.
Точней говоря,
она и не пала,
а просто какой-то
другою стала.
А церкви Алексия,
если не знать,
в здании завода
больше не узнать,
как не узнать было и Алексия,
такая, вот, история здесь, в России.
Григорий Беневич
Из "Поэмы о гастарбайтерах"