Найти в Дзене
F U R R Y W A L L

Кино. Черное и белое - сериал "Остаться в живых"

Оглавление
Привет, читатель! Рекомендую посмотреть "Человека-муравья", в нем тоже есть Эванджелин Лилли.

Наследие

«Lost», безусловно, один из лучших сериалов XXI века по состоянию мирового сериализма на сегодняшний день. Действительно, какой еще телевизионный проект последних лет затрагивал бы столь невероятное множество неоднозначных тем и был бы так же совершенен с технической точки зрения? Да, первые три сезона «Lost’а» великолепны ровно настолько, насколько посредственны по сравнению с ними три последних.

Кейт и Джек - имена нарицательные
Кейт и Джек - имена нарицательные

Да, финал сомнителен, поскольку не дает ответов даже на половину поставленных в ходе шестилетнего повествования вопросов и навязывает религию как единственно возможный способ толкования произошедшего. Но вы все равно любите «Lost», да? Ведь именно он затягивал вас, словно наркотик, заставлял размышлять, согревал холодными зимними вечерами, вытаскивал из запоев и депрессии. В конце-то концов, вера — это не так уж и плохо, а каждый ответ иногда вызывает еще больше новых вопросов.

Приготовьтесь полюбить аэропорты
Приготовьтесь полюбить аэропорты

Таинственный остров

Представьте себе остров, свободный от оков цивилизации. Остров, где живут чудеса и не действуют привычные законы физики. Место, способное излечивать болезни души и тела. Только судьба сможет привести вас сюда. И только судьба сможет отпустить вас обратно. Разумеется, существование подобного места не дает покоя людям, так или иначе про него прознавшим. «Dharma Initiative» и «другие» и потратили уйму времени и ресурсов, чтобы отхватить лакомый кусочек острова. Не обошлось и без бессмертных аборигенов, Джейкоба и его безымянного брата, живущих на острове уже несколько столетий. И если первый — абсолютное добро, то второй — воплощение зла, стремящегося к мировому господству. Однако у них есть кое-что общее. Они любят пари. Маленькие эксперименты над людьми, стараниями Джейкоба оказавшимися на острове. Один ставит на белое, а другой — на черное. Последний, как правило, побеждает, поскольку рано или поздно тьма в сердцах заблудших путников берет верх над светом.

Если первый сезон не перевернул вашу жизнь с ног на голову, то тут и сказать нечего
Если первый сезон не перевернул вашу жизнь с ног на голову, то тут и сказать нечего

Несложно понять, что именно противостояние черного и белого лежит в основе глобальной идеи сериала. Но фишка в том, что это противостояние здесь имеет довольно замысловатую форму. Вспомним, как еще в самом начале Джек находит воду в пещерах, а вместе с ней и пару скелетов. Джон Локк назовет их Адамом и Евой. Каждый помнит эту историю. Ева, поддавшись уговорам змея, вкушает запретный плод, а затем угощает им и Адама. В результате они познают добро и зло, «открылись глаза у них обоих», как сказано в Библии, а Бог изгоняет их из рая. К чему я об этом? «Черный дым» олицетворяет собой соблазн, стремление к познанию, прогрессу и подчинению «светлой» энергии острова. Когда он в детстве пришел к «другим», он сразу «испортился», потерял невинность, вкусил запретный плод и с тех пор уже не мог остановиться.

Кейт и ее история
Кейт и ее история

Джейкоб же спокойно живет в «Эдеме» и не стремиться разгадывать тайны острова. В переносе на современные реалии это означает, что цивилизация как таковая предстает истинным злом. Добро же может существовать только вдали от повседневности, оно неразрывно связано с природой и неконтролируемыми человеком силами. Но как можно прожить вдали от уютного дома и привычного социума? У авторов сериала нет ответа, мы видим лишь едва заметный намек на это, когда женщина, взрастившая обоих братьев, признается, что любит «черный дым» больше, чем Джейкоба. К тому же, она накладывает на них «заклятие», из-за которого они не могут причинить друг другу вред. Это еще одна параллель, показывающая взаимопроникновение добра и зла, невозможность существования одного без другого.

Фигуры на доске, игра начинается
Фигуры на доске, игра начинается

Кроме того, «Lost» благосклонен к «избранным». Он четко разделяет тех, кто ведет и тех, кто следует. Большинство из последних нещадно пускается в расход сценаристами в ходе всего повествования. Я не знаю, в чем эта «избранность» заключается. Может в том, что только «избранные» видели грань между черным и белым. Да, эта грань была субъективной для каждого из них. Да, многие из них переступали через нее, но при этом всегда осознавали, что именно они делают и почему.

Бункер!
Бункер!

Бенджамин Лайнус как-то рассказывал Джону Локку про волшебную коробку, которая есть на острове. В целом Бен был прав, коробка и вправду существует, вот только она куда более метафорична, чем он мог себе представить. Так или иначе, прибыв на остров, каждый из «избранных» получает то, чего он больше всего хотел или заслуживал. Джин и Сун, к примеру, обретают семейное счастье, невозможное в реальном мире из-за разделяющей их непреодолимой социальной пропасти.

Одно из великих переселений
Одно из великих переселений

Сойеру остров тоже дает то, чего он страстно желал столь долгие годы. Вот только месть, как известно, ничего не лечит. Сойеру не помогают даже три года, проведенные с Джулиет, после смерти которой он возвращается к своему привычному состоянию. Что ж, тигр всегда полосатый. Для Саида же остров становиться метафорической тюрьмой, в которой ему приходиться расплачиваться за причиненные людям отнюдь неметафорические страдания.

Переживал за них больше, чем за себя?
Переживал за них больше, чем за себя?

Что касается Локка, то его жизнь была растоптана его собственным отцом, что вдвойне печально, учитывая, что она и до этого не была сказкой. На острове Джон обретает предназначение, вера в которое позволяет ему одному понять, что никому из пассажиров рейса Oceanic 815 некуда возвращаться. Ну, а Джек получает возможность делать то, что у него лучше всего получается — исправлять. Поэтому он и становиться лидером, ведь лидер — это тот, кто может дать всем больше, чем кто-либо другой. Сложно подобрать на эту роль более подходящего кандидата, чем человека всю жизнь исправлявшего ошибки, как собственные, так и чужие.

 Не счесть, сколько было предпринято попыток спастись
Не счесть, сколько было предпринято попыток спастись

Эпилог

«Lost» в переводе с английского — потерянный, заблудившийся или проигравший. Слово это в полной мере применительно к каждому из центральных персонажей сериала. Каждый из них уже был потерянным до прибытия на остров. Ничего не изменилось и после возвращения домой, ведь для осознания этого факта им хватило всего трех лет. Исключая разве что Дезмонда, но он «постоянная величина», он совсем другое дело. «Lost» — это не история о людях, пропавших на острове. Это история о людях, пропавших в повседневности, выброшенных на обочину, вынужденных быть изгоями и идти со всеми, но при этом оставаться в одиночестве.

В сериале столько скачков во времени, что любой "Довод" позавидует
В сериале столько скачков во времени, что любой "Довод" позавидует

Остров — это выход. Выход, которого на самом деле нет. Нет такого места, которое позволит вам стать героем, искупить свои грехи, простить себя или простить кого-то еще. Нет такого места, где вы бы смогли излечиться от боли, духовной или физической, обрести веру или о чем-то забыть. Нет на земле специального места, чтобы любить или быть счастливым. Такого места просто нет. Поэтому «Lost» — это сказка. Хорошая сказка. Потрясающая. О добре и зле, о черном и белом. Сказка, которая обязательно должна у нас быть. Чтобы мы знали, что мы все-таки не одни. Не одни потерялись.

Когда "попали в сеть"
Когда "попали в сеть"