Один из страхов перед переездом - насколько быстро и легко адаптируются дети? Не пострадает ли самооценка?
А как они в школе смогут сказать, что нужно выйти? Что будет с оценками?
Если Вы переживаете так же, как я, то НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ.
У нас было так.
Старший сын учил английский, как казалось, знал его на хорошем уровне. И, как это часто бывает при столкновении с иностранной реальностью, практически не мог говорить.
Средний- знал алфавит и пару фраз, пошел в подготовительный класс в 4 года. Младший не говорил ни на одном, прилетел в Канаду в год.
Через год все заговорили на английском.
Через полтора - оценки за семестр выровнялись на отметке 4 из 4. В средней и младшей школах - четырехбалльная система.
Нужно ли говорить, что первые полгода я иногда просыпалась по ночам с жутким желанием собрать вещи и улететь обратно, представляя, каково им.
У меня - своя детская травма на этот счет ,я так же когда-то не могла говорить, сидела в классе с ощущением полного провала и лепетала "Ай донт андерстенд" в ответ на любой вопрос одноклассников.
Но мне повезло меньше. Я училась по программе по обмену в США, не в Канаде.
Сравнивая адаптацию в двух североамериканских странах, могу сказать, что меры поддержки детей-иностранцев в Канаде - продуманные и систематизированные. К тому же, работают, благодаря естественному человеколюбию педагогов и их искреннему желанию помочь.
Перейдем к примерам.
1. В большинстве школ есть годовая программа адаптации детей-иммигрантов.
Их объединяют в общий класс, где первый год делают основной упор на изучение английского языка. Кроме этого, изучают математику, социологию, и в нашей школе и второй иностранный, французский.
Как только учитель понимает, что ребенок адаптировался, его выпускают в канадский класс с общешкольной программой.
Если ребенок за год не успел выучить английский на достаточном уровне, с ним будет заниматься репетитор, индивидуально. Пока не заговорит.
2. Психологически ребенка подготовят.
Я не знаю истинную причину внимательного отношения.
Может, искреннее уважение к детям, а может - иммиграционная политика Канады, направленная на удержание приезжающих, потому что где-то нужно брать активное, работоспособное население, пополняющее налоговый бюджет. Не знаю.
Но, чтобы ребенок не растерялся в свой первый день, за день до школы нам позвонила учитель английского: «Чтобы Никита не чувствовал себя чужим, пусть приходит сегодня, пока в школе никого нет». Встретила его, рассказала нам о себе, показала школу, познакомила с каждым учителем, оставила пообедать с ребятами из других стран.
В школе три параллели, около 600 человек. Но на следующий день учителя знали Никиту по имени, кто-то подошел, поздоровался, кто-то похлопал по плечу.
Состав классов каждый год меняют. Сложившейся группы с ее лидерами и слабенькими - нет, как нет и ощущения "новенького".
В итоге впечатление от первого дня было приятным. На собрании в актовом зале пели все вместе гимн школы. Вернулся с чувством причастности.
3. Детей приучают к тому, что их голос что-то значит.
Среднему было 4 года, когда он пошел в подготовительный класс. В тот же год проходили парламентские выборы.
Детям в игровой форме рассказывали политику каждой партии, а по завершению избирательной компании они голосовали! Голоса подсчитали и объявили результаты "школьного уровня". Это была неделя удивительных открытий для не разбирающихся в канадской политике родителей.
В средней школе вовлекали еще больше.
Через месяц после начала уроков старший сын весь вечер рассказывал, как их "адаптационный" класс, состоящий исключительно из детей-иммигрантов, пригласили к мэру города.
Он спрашивал о том, что, на их взгляд, нужно изменить в городе. Понравилось ли им здание художественной галереи, как оно вписывается в общую картину, как архитектура в целом? Что они думают о чистоте города? Были ли в библиотеке, нашли ли там книги на их языке и те музыкальные инструменты, на которых они играют?
Директор школы постоянно заходит в классы к ученикам, подсаживается и соревнуется в игре "Ханойские башни", между делом расспрашивая, все ли хорошо?
Детей все это воодушевляет. Создает впечатление, что барьеров - нет - что власть - не абстрактное понятие, не принадлежит кому-то, она рядом, а может быть даже в твоих руках?
4. Ну и основа: обеспечение первоочередных потребностей.
Безопасность.
Про защиту детей со стороны канадских государственных служб, в том числе, от собственных родителей, говорить не нужно. Это - всем известный факт.
Перегиба нет. По крайней мере, я не знаю ни одного случая, чтобы ребенка забрали из семьи. Но, если видят, что он не включается в работу, засыпает, пребывает в рассеянности, то социальный работник обязательно расспросит, как дела в семье.
Питание.
Всем тем, кто не принес еду с собой и не купил в столовой, обед ежедневно выдают бесплатно.
Просить не нужно, объяснять ничего не нужно. На отдельном столе в столовой стоят коричневые бумажные пакеты с едой. Внутри - бутерброд и что-то еще. Любой ребенок может подойти и взять, никого не спрашивая. Сторожа рядом со столом нет: ни любопытной буфетчицы, ни завуча.
Но при этом никто ничего не берет. Дети рассказывают, что стол - всегда полный. Никто из их одноклассников тоже не знает, что внутри коричневых пакетов.
Правило такое - бесплатная еда кому-то нужнее, чем мне. Если я не голоден, я не буду брать. Хорошая же привычка?
Надеюсь, получилось рассказать, почему за детей в канадских школах моно не волноваться. В следующей статье расскажу про учителей, программу и ее отличия от американской.