В советское время Монголию часто в шутку называли 16–ой республикой СССР — настолько тесными были связи между союзом и маленькой социалистической страной в Азии.
Столица страны, Улан-Батор — типичный советский город. Экономика Монголии в XX веке — классическая социалистическая. Отношение к присоединению к СССР — крайне положительное.
А всё равно не получилось. Почему?
Предыстория: возникновение Социалистической Монголии
Монголия исторически являлась местом столкновения интересов двух сильных держав — Китая и России. С первым её связывали долгие и сложные взаимоотношени. А со второй — желание освободиться от китайского ига.
Сначала Монголы под предводительством Чингисхана захватили Китай, который в XIII веке представлял собой скопление мелких государств — сделать это было нетрудно. После этого, когда Монгольская Империя пала, уже Китай в отместку захватил Монголов и аж до XX века управлял ими.
А затем в Китае началась революция, и Монголы, воспользовавшись возможностью, отделились — в этом, естественно, им помог молодой СССР, который хотел укрепить своё положение в Азии.
Так началась крепкая дружба между странами, которую история не раз пыталась проверить на прочность. Например, во время Второй мировой войны Монголия в числе первых стран сообщила о безоговорочной поддержке СССР и начала поставку крайне необходимых товаров: одежды, лошадей, продуктов. Они даже насобирали денег на целую дивизию — и всё это на добровольной основе! Помогали Монголы и во время войны с Японией. Например, в столкновении на Халхин-Голе.
При этом они всегда очень активно просились в состав СССР, и в московских кулуарах даже вполне себе серьёзно рассматривали такой вариант развития событий, а всё равно не соглашались.
Почему СССР не пошёл на присоединение Монголии?
Проблема в том, что положение СССР на Дальнем Востоке всегда было достаточно шатким: то сильная фашистская Япония, то могучий коммунистический Китай активно вставляли палки в колёса стране советов. И тут-то как раз и помогала независимая Монголия.
Во времена Второй мировой войны она выступала в роли буферной зоны между Японией и СССР. Если бы Монголия стала частью союза, то Японцы могли бы преспокойно начать боевые действия на Дальнем Востоке, а СССР, озабоченный войной с Германией, не нашёл бы, чем им ответить.
Затем, когда Япония пала, на первенство в Азии стал претендовать Китай, и Монголию опять не стали принимать, чтобы не злить коллег из Пекина. На тот момент вера в возможную дружбу между СССР и КНР всё ещё была крепка.