Найти тему

«Хроника пикирующего бомбардировщика»: так были ли прототипы у героев любимого фильма?

В одноименной повести Владимира Кунина, по которой поставлен всем известный фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», намёка на прототипы нет.

Кстати, само произведение мне очень понравилось и всем рекомендую. Хотя существенных отличий от фильма нет, но, во-первых, они (отличия) всё-таки имеют место, во-вторых, только в повести становится понятно почему в названии использовано слово «хроника», в-третьих, просто очень хорошо написано и приятно читать — талант писателя не спрячешь, как говорится.

В повести образ пилотов взят точно собирательный, хотя там есть один вроде бы намёк на конкретных лётчиков. Речь идёт о своеобразном рисунке:

Гуревич, расстегнул комбинезон и сел за столик, над которым висела табличка "Экипаж Архипцева". Внизу была пририсована палитра, и квадратный корень извлекался из скрипичного ключа.

Эта табличка перекочует в фильм, правда там она уже не в столовой, а на стоянке самолёта, и немного отличается:

Такой же рисунок можно увидеть на фюзеляже и бомбардировщика, на котором летают главные герои.

-3

Бытует мнение, что эту эмблему взяли с самолёта Героя Советского Союза Василия Емельяненко. Человек с очень интересной биографией, после войны ставший писателем. Мало того, он даже принял участие в постановочной «музыкальной» киносъёмке, организованной в 1943 году руководителем киногруппы Южного фронта, оператором Марком Трояновским.

Но всё это упирается лишь в один факт, рисунок на фюзеляже Емельяненко не имеет ничего общего с тем, что есть в фильме, кроме наличия нот. Рисунки же с нотной символикой на самолётах всех стран встречались очень часто. Кстати, раньше у Емельяненко был рисунок, где изображался стреляющий штурмовик, у которого вместо снарядов вылетали ноты. Этот рисунок на фото не сохранился.

Рисунок с нотами с самолёта Емельяненко был использован в фильме «В бой идут одни старики».

И в любом случае Емельяненко летал на штурмовике, а не на бомбардировщике.

Намёк же о том, где следует искать прототипы героев, причём не книги, а фильма, даётся в самом начале. Когда ещё идут титры, и зритель слушает замечательную, душевную песню «Туман», в кадре мелькает надпись на стене какого-то барака: «Бомбить так, как майор Анпилов».

-5

И эта фамилия взята не просто так, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Анатолий Андреевич Анпилов был военным консультантом фильма, а всю войну служил в бомбардировочной авиации, начав с командира звена, и закончив командиром эскадрильи 779-го бомбардировочного авиационного полка. И летать ему пришлось именно на «пешках», то есть бомбардировщиках Пе-2.

С декабря 1941-го по август 1942-го Анпилов был заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка (позже ставшего 96-м гвардейским). А в марте этого года, экипаж под командованием лейтенанта Бориса Быстрых, возвращаясь с боевого задания был атакован немецкими истребителями, которые пытались принудить его к посадке. Однако наш пилот, свалил самолёт в пике, имитируя потерю управления. У самой земли, когда немцы уже были уверены, что самолёт неминуемо разобьется, лётчикам удалось машину выровнять и уйти. Как все помнят, аналогичный эпизод вставлен в сценарий фильма, в самой повести его нет.

Ещё один интересный момент в том, что экипаж лейтенанта Быстрых неоднократно вылетал на разведку, в том числе дважды целью поиска были немецкие аэродромы.

Так что он очень даже подходит в качестве прототипа. Хотя, я уверен, что подобных пилотов в Красной Армии найти можно было немало.

Закончил свою путь экипаж Быстрых не так как в фильме. Самолёт его был подбит 3-го июня 1943 года во время бомбардировки немецких частей, проводивших операцию по ликвидации партизанских отрядов в Брянской области. Кому-то это может показаться странным, но для истории партизанской войны есть не один пример, когда в боевых действиях принимала участие авиация не только немецкая, но и советская.

Известно, что Борис Быстрых, будучи смертельно раненым, сумел посадить самолёт. Штурман и стрелок-радист спаслись, сам же Быстрых сначала считался пропавшим без вести. Ему было всего 27 лет.

Вот описания событий 3-го июня 1943 года в Журнале боевых действий штаба 96 гв. бап в которых погиб Быстрых
Вот описания событий 3-го июня 1943 года в Журнале боевых действий штаба 96 гв. бап в которых погиб Быстрых
Таким был Борис Степанович Быстрых
Таким был Борис Степанович Быстрых

Пересмотрев списки, я не нашёл упоминания о том, что экипаж какого-то из наших самолётов пошёл на таран немецкого аэродрома. Может быть, я не очень тщательно искал, но это и не важно.

Был капитан Семён Алёшин, который направил свою сбитую «пешку» на артиллерийские позиции немцев, был старший лейтенант Костя Аксёнов, который свою «пешку» тоже направил на немецкие позиции, и (бывает и такое) чудом остался жив, было ещё много парней, которым «на круг по двадцать лет», и все они могли бы стать прототипами экипажа старшего лейтенанта Сергея Архипцева.

Может быть я слишком пафосно закончу, но мне пришли на ум строки:

«Когда страна быть прикажет героем,

У нас героем становится любой

И маленькое объявление в конце:

Уважаемые друзья.

Я хочу расширить свою деятельность, возможно сделав ещё один канал в Дзен, посвященной более древним периодам нашей истории, вплоть до динозавров. А так же возобновить работу своего сайта, который сейчас заморожен.

Для этого ищу себе партнёров, которые либо имеют хорошие орг.способности, умеют работать по монетизации и продвижению сайтов, либо увлечены историей (любого периода) и готовы писать. Ну и, конечно, имеют желание и возможности полноценно работать и неплохо зарабатывать.

Так же, приглашаю других авторов каналов в Дзене или владельцев групп в социальных сетях с исторической или военной тематикой к сотрудничеству и совместной деятельности: вместе можно гораздо больше достичь.

Кто заинтересуется - пишите на почту nwt@nweb.su