После трилогии зловещих мертвецов наступило долгое затишье. Фанаты ждали продолжения истории, а вместе с тем и новые приключения Эша, где бы он продолжал кромсать дедайтов на кусочки, приправляя это все своим фирменным юмором. Годы шли, новостей все не было, но тут нежданно негаданно выходит трейлер фильма - “Зловещие мертвецы: Черная книга”. Сказать, что фанаты остались недовольны трейлером – ничего не сказать, их ожидания были разрушены в пух и прах. В режиссерском кресле на этот раз сидел Федерико Альварес – малоизвестный режиссер, до этого снимавший лишь короткометражки, когда Сэм Рейми, создав оригинальную трилогию, занимал лишь роль сценариста. Брюс Кэмпбелл в трейлере тоже замечен не был. Фильм похоронили еще до его выхода, однако, он будто под действием сыворотки Герберта Уэста восстал из мертвых и на своем примере показал, как могут выглядеть ремейки, заткнув рты всем недовольным.
Почему данный фильм стыдно называть обычным ремейком
Чаще всего ремейки на старые фильмы ужасов оказываются полнейшим провалом, стоит вспомнить только фильм “Омен” 2006 года. Создается полное ощущение того, что авторы сделали фильм только ради наживы на старых фанатах, при этом относясь очень неуважительно к оригиналу. С Черной книгой все не так, этот фильм не пытается быть полностью похожим на трилогию зловещих мертвецов, он идет по своему особому пути, при этом перенимая многое у Сэма Рейми и других культовых фильмов ужасов. Творение Альвареса переосмысливает всю трилогию, давая зрителю возможность посмотреть на мир Зловещих Мертвецов под другим углом, доселе невиданный ими. Фактически этот фильм ремейк, но в данном случае хочется назвать его именно переосмыслением – данная характеристика скажет о кино куда больше.
Кровавая баня
Переходя к самому фильму стоит хотя бы что-то рассказать об актерах, и, если честно, они плохо запоминаются. Я не увидел выдающейся актерской игры, которой можно было бы впечатлить зрителя. Больше всего остается в памяти Джейн Леви в образе Мии Аллен, и то потому, что невооруженным взглядом видна аллюзия на Эша, что, так или иначе, должны заметить те, кто знаком с оригинальной трилогией. Другие же актеры играют просто нормально, так, как играли бы в других неплохих ужастиках.
К счастью фильмы ужасов не одной хорошей игрой актеров получают признание, и вот тут фильм показывает свою сильную сторону. Черная книга – чертовски завораживающее кино, способное завлечь зрителя происходящим на экране в течении всего хронометража. Атмосфера, созданная в фильме, поистине заставляет зрителя чувствовать себя некомфортно, особенно если зритель не видел оригинал – в таком случае он будет получать множество котов в мешке. Фильм очень кровавый и противный, в хорошем понимании этого слова. Он не боится показывать те кадры, которые в самых закромах своего сознания, даже самый праведный человек хотел бы увидеть, например - отрубание конечности или же кровавая рвота, передающая зло. Все это хорошо синергирует, под стать атмосфере одинокого домика в лесу, содержащего в себе необузданную, вечную нечисть, которая не устоит перед извращением человеческого рассудка.
Дедайты режиссеру удались на славу, ты чувствуешь от них прямую угрозу жизни, они вводят в постоянное ощущение смятения, когда ты не понимаешь, где правда, а где ложь. Будучи учеником Рейми, Альварес развил, заложенную еще в 20-ом веке идею того, как должны выглядеть дедайты, а также их поведение, сделав их менее комичными и более пугающими.
Фильм в целом не пытается быть просто трешем с комедийными вставками. Он, как и любой другой хороший фильм ужасов пытается играть с сознанием зрителя, интегрируя его в очень некомфортный и злобный мир, выбраться из которого непросто, но если это и удается, то след в сознании отпечатывается еще надолго. Наверное, именно этого и ищут любители такого кино, к коим я себя отношу.
Многообразие отсылок
Отдельно хотелось бы отметить отсылки, которых в фильме предостаточно, как к самим Зловещим Мертвецам, так и к культуре ужасов в целом. Есть микро-отсылки, а есть макро. К микро я бы отнес машину Сэма Рейми, которая фигурировала на протяжении всей оригинальной трилогии, а также в сериале, и ожерелье, отсылающее нас к первому фильму Зловещих мертвецов 1981 года. К макро же сцены с отрубанием руки (их тут целых две), сцена с деревьями, которые снова сковывают своими мощными ветвями беззащитную девушку, ну и, конечно же, подвал, ибо без него никак, ведь именно он является сосредоточением зла. Джейн Леви в образе Мии Аллен, а та в свою очередь в образе дедайта, некоторыми репликами и поведением очень напоминает Риган из фильма “Изгоняющий Дьявола”, а это очень хороший комплимент, ибо до сих пор мурашки по коже идут, как только вспоминаю некоторые сцены.
Фильм, который уважает оригинал
Изначально я хотел назвать статью именно так, но, вспомнив множество неудачных ремейков фильмов ужасов, все же изменил свое решение, а изначальное название перенес в самый конец. Стоит сказать, что данное кино звезд с неба не хватает, оно не пытается быть новатором, скорее, оно берет все, что уже было, и грамотно компилирует это воедино. Культура жанра ужасов зародилась достаточно давно и сейчас испытывает кризис идей, новые фильмы пытаются усидеть на всех стульях, из-за чего теряют качество и саму принадлежность к жанру, создавая этакую кашу. Но Альварес знал, что именно ему надо снимать, поэтому фильм ощущается очень олдскульным, не считая конечно самого качества съемки. И этой олдскульностью пропитан весь фильм: начиная с производства (спецэффекты использованы по минимуму), заканчивая самой атмосферой и героями. Стоит отметить так же и максимальное уважение к оригиналу, которое проявляется во всем: и в мелочах, и в самой атрибутике оригинала. Данная картина переосмысливает трилогию, ведь почти каждый фанат оригинала, наверное, задавал себе вопрос: “А как бы выглядел фильм, если бы он был полностью серьезен?” – Альварес нашел для таких людей ответ, и выпустил очень хороший фильм, пусть и не без недостатков (так и не понял, зачем дедайтам систематически, следуя по некрономикону, уродовать себя, разве что только для эффектности), но именно ту картину, которую не стыдно приписать к вселенной зловещих мертвецов.