Я ждала Мулан больше года. Так вот, вчера я его посмотрела. И накатала для вас свой отзыв.
Фильм начинает закадровый голос, который сообщает нам, что эта история о Мулан будет отличаться от того, что мы видели раньше. И это правда. Не стоит ожидать переснятого мультфильма, Дисней хотел сделать нечто новое, отойти от плана «переснять мультфильм с актерами». И получилась, действительно, совсем другая история. Но она настолько проигрывает оригиналу, что лучше бы они этого не делали.
Итак, претензии к фильму «Мулан».
ПРЕТЕНЗИЯ 1 Энергия Ци (на мой взгляд, самая большая лажа фильма)
Итак, первые кадры фильма: маленькая Мулан гоняет курицу по двору и наводит шорох в будничной жизни соседей. Нам дают понять, что Мулан известна как баловливая, неспокойная девочка. И эта девочка с ранних лет вытворяет такие трюки, что не снились самым известным акробатам. Отец объясняет все энергией Ци, которая переполняет его дочь. Эта самая энергия позволяет Мулан крутиться в воздухе и прыгать как супергерой. А как же история о простой девушке и о ее подвиге?
Во-первых, эта Сила (привет, мидихлорианы) обесценивает заслуги девушки. Во-вторых, что, что, зачем, зачем? В-третьих, вам никак не объяснят, что это за сила, почему она есть именно у Мулан и почему ее можно использовать только мужчинам. Ну то есть объяснят – девушка, использующая Ци – колдунья. Вот как бы.
ПРЕТЕНЗИЯ 2 Гнев свахи
Мне не понравилась сцена у свахи. В мультфильме гнев свахи вполне понятен, но тут бессмысленность какая-то. Мулан передвигает чайник – получает не вопрос, не замечание, а сразу окрик в свою сторону – ставит чайник на место – сестра Мулан визжит, и сваха сама! встает из-за стола. И все это происходит на глазах у матери. Странный способ обыграть эту сцену. Можно было придумать и пологичнее, и посмешнее.
ПРЕТЕНЗИЯ 3 Решение
В мультфильме Мулан принимает тяжёлое решение, которому предшествуют попытки уговорить отца и потоки слез. Мулан осеняет на наших глазах, и мы боимся этого решения вместе с ней. Драматичность момента подчёркивается сильной музыкой. Это страшный шаг, и все вокруг говорит об этом. Мулан отрезает волосы – не только чтобы походить на мужчину, но и в качестве символичного жеста – она отказывается от одного из важнейших атрибутов женской красоты, приносит своеобразную жертву.
В фильме решение Мулан выдать себя за мужчину обставлено более спокойно, поэтому драматичность уходит из этих сцен. Момент, когда Мулан берет в руки оружие, воспринимается не как тяжелое преступление, на которое девушка идет ради своей семьи, и не как тяжелая ноша, а как возможность. Ну у меня по крайней мере так.
ПРЕТЕНЗИЯ 4 Феникс
По дороге в тренировочный лагерь Мулан теряется (почему вообще это происходит? и сколько ещё мальчиков не попали на войну, потому что заблудились?) и уже отчаявшись, видит необыкновенную птицу – феникс, которая указывает ей путь. Для чего эта сцена? Чтобы показать, что Мулан помогают духи предков. И чтобы в дальнейшем у нас не возникало вопросов, что это и почему птица идет за Мулан по пятам.
Но! Сыграет ли эта птица какую-либо роль в сюжете? Нет. Если убрать её, измениться хоть что-то? Нет. Тогда зачем она нужна?
Феникс будет появляться в моментах выбора или поиска, продолжая вести Мулан по правильному пути, словно подсказывая ей правильное решение. В последний раз она видит феникса в отражении меча, и я надеялась, что, подняв глаза в небо, Мулан убедится, что птица – лишь символ ее решимости, рискованности, уверенности. Но...
ПРЕТЕНЗИЯ 5 Только тут станешь ты мужиком…
Самая смешная часть фильма – это тренировочный лагерь. Некоторые моменты показаны хорошо, некоторые – нелепо. Например, Сверчок. Зачем вводить персонажа с таким именем, если это никак не сыграет? «Моя мама верит, что я приношу удачу» – отсылка ради отсылки. Ещё и такая. Не.
О хорошем: обучение, жизнь в лагере, воинская дружба, юмор, (шутка про праздник отменная). Далее о плохом.
Разговор о замужестве. Мулан называет главным качеством для невесты смелость, что очень странно. Ум, доброта, чувство юмора, открытость – она могла назвать что угодно (и назовет, но позже) в противовес разговорам о внешности девушек, но смелость? Странный выбор. Его можно объяснить, но от объяснения только хуже (мол, Мулан думает о себе, когда говорит это).
А может, она говорила о своем будущем избраннике? Не-а.
Энергия Ци. Ну что тут скажешь. У Мулан суперспособности, она быстро становится лучшим воином в своем отряде.
Мулан притворяется парнем, но ходит как девушка. И ее ее товарищ бросает на нее такие взгляды, что можно подумать, он обо всем знает. Но он не знает! Зачем нам это?
Затянуто. Разговоры, разговоры. Очень долго.
ПРЕТЕНЗИЯ 6 Глупые действия
Мулан хочет признаться. Нам хорошо показали мотив ее действий. Но подумайте о том, как это глупо. На что она могла рассчитывать? Желание быть честной как должно хорошему воину привело бы и ее, и ее семью к краху.
Обещание защитить товарищей. «Вы не умрете, я вас защищу. Обещаю», – говорит Мулан своим многочисленным товарищам. Нужно ли объяснять, почему это бредово? Нельзя было использовать другие слова для выражения их дружеской связи?
ПРЕТЕНЗИЯ 7 Очень умный командир
Мы атаковали их стрелами, и Бори Хан отступает с небольшим отрядом. Ура. Ну да… Они, конечно, нас побеждают. И мы, скорее всего, погибнем. Но Бори Хан же сбежал. Ничего подозрительного.
ПРЕТЕНЗИЯ 8 Прокачка сил
Закадровый голос появляется вновь (а можно было не использовать его совсем), чтобы поиграться с нами. Жива Мулан или нет? Вот это интрига. Мулан узнает от колдуньи, что ложь мешает использовать Ци и решает вернуться в бой как женщина. Очень разумное решение. Такое же разумное как распустить волосы и снять доспехи – девушкам доспехи не нужны. Достаточно красиво скакать на лошади с развевающимися волосами. Акробатические трюки от этого действа выходят на новый уровень. Добавляется суперметкость.
ПРЕТЕНЗИЯ 9 Почему Мулан сохранили жизнь?
За то, что Мулан сделала, ее должны были казнить. Напомню, в мультфильме этого не произошло, потому что Мулан спасла весь отряд. Они знали это.
Но что останавливает их в фильме? Никто не видел, как она победила врага. Командир не захотел убивать дочь друга? Есть вариант, что фильм изначально отказался от концепции казни за подобное (речь командира в лагере), но как же здравый смысл?
ПРЕТЕНЗИЯ 10 Мы пойдём за тобой.
Командир говорит Мулан (преступившей закон): «Мы пойдем за тобой». Почему нельзя идти ВМЕСТЕ с ней? Почему нельзя взять ее под стражу? За тобой. Аааааа
ПРЕТЕНЗИЯ 11 Колдунья
На Китай нападают кочевники. С ними действует сильная колдунья, которая в одиночку способна убить половину охраны города. Она могла бы и дворец захватить без особого труда. В общем, колдунья является главным козырем Бори Хана, причиной его побед. И зная, что она стремится добиться уважения, что делает Бори Хан? Да, называет себя ее хозяином. Очень дальновидно. И глядя на это, мы, разумеется, никак не ожидаем увидеть клише переметнувшийся злодей.
«Я тебя понимаю, пойдем за мной. Другие тебя никогда не примут», – у колдуньи был шанс стать лучшим персонажем этого фильма, но эта сцена слишком слаба. Еще более разочаровывающая ее смерть. Зрители в зале словили фэйспалм.
ПРЕТЕНЗИЯ 12 Все проблемы решит главный герой
Да, герои сами признаются, что Мулан – самый сильный воин из них. Но отпускать ее одну на битву с Бори Ханом? Они же не могли быть уверены, что он там один. На кону жизнь императора! В общем, это выглядит странно.
ПРЕТЕНЗИЯ 13 План Бори Хана
Гениален до безобразия. Я хочу тебя убить медленно и мучительно, а потом захватить твой дворец. Но я постою и поболтаю с тобой полчаса, а потом буду ходить взад-вперед. Что может пойти не так? У тебя с собой и десятки людей не наберется. Зачем тянуть время?
Бори Хан ведет себя нелогично: он, как злодей, словно только и ждет момента, когда его победят. Почему не убедился в том, что Мулан мертва, не выпустил в нее еще пару стрел? Почему прыгнул на ту балку вслед за Мулан? Почему не воспользовался временем и не убил императора?
ПРЕТЕНЗИЯ 14 Ободряющая речь императора
Сама по себе идея нормальная. Но он так ее произносит, что не хочется его спасать. Надеюсь, это проблема дублежа…
ПРЕТЕНЗИЯ 15 Мулан – супергерой
И еще раз. Финальная битва очень скучна, потому что Мулан со своими суперспособностями не может проиграть.
ПРЕТЕНЗИЯ 16 Родители Мулан
Может, я уже придираюсь. И этой претензии не было бы, не будь сцена в мультфильме такой лаконичной и гениальной. Но все же: Мулан возвращается домой, и никто! не знает, откуда она приехала. Никто не знает про участие в войне, про ее победу.
Мулан говорит о том, что она украла оружие у отца и потеряла его, выбирая вызывающие смех выражения. Это портит восприятие момента.
И вместо того, чтобы обнять дочь и сгладить это, отец толкает речь про энергию Ци. Просто это… Странно. Отец говорит, что ошибался. Но откуда он знает? Может, Мулан эта Ци только неприятности доставила. Он же не может знать, что было.
Вообще, вспомните семью Мулан в мультике – даже после неудачи у свахи они поддерживают девушку. Здесь же все ее обвиняют. Там нам не нужны были пафосные речи, чтобы понять, что Мулан любят.
ПРЕТЕНЗИЯ 17 Подарок императора
Честно, я удивилась, когда в тронном зале император не подарил Мулан новый меч. Но что они сделали? Мулан прибывает в свою деревню, а через пару минут приезжают воины императора… Зачем? Отправить отряд в далекую деревушку с мечом, который она и сама могла отвезти. Продемонстрировать ее скромность? Вызвать охи-вздохи у деревни? В любом случае, это тупо.
ПРЕТЕНЗИЯ 18 Любовная линия
Нет, претензия не к самой любовной линии (хотя их переглядок было слишком много). И это даже не претензия. В начале фильма нам ясно дали понять, что Мулан вовсе не хочет замуж – ей нравится ее свободная жизнь. Но между ней и юношей, чье имя я не запомнила, возникают чувства. Они понимают и уважают друг друга. Но их история обрывается – Мулан должна уехать, и, хотя встреча героям еще предстоит, такой конец немного разочаровывает. Мулан вольна сама решать свою судьбу: принять предложение императора или остаться в деревне. И нам дали понять, что она выберет. ОК. Но вопрос: что было бы с их отношениями, если бы она осталась?
Но, повторюсь, это не претензия. Так, смущающий момент.
ПРЕТЕНЗИЯ 19 Идея фильма
Итак, самое главное. Самое важное.
Мулан в фильме – особенная, необычная, обладающая выдающимися способностями (мода на суперов, привет). Она не хочет замуж, и в армии сразу чувствует себя на своем месте, быстро становится лучшим воином. Мы понимаем, что таков ее путь.
Для меня это фильм о принятии. Принятии себя. Принятии тебя другими. И это неплохо.
Но, боги, вспомните мультик.
В нем Мулан – обычная девушка. Она умна, и ей бы хотелось найти мужа, который оценит это качество, который будет равен ей. Решение уйти из дома дается ей тяжело – она отказывается от своего будущего. Идет не по пути, который ей предназначен, а жертвует своим будущим.
Обычная девушка уступает в силе юношам (что логично). И нам подчеркивают это: она занимается хуже всех, становится объектом для насмешек. Ей невероятно тяжело, и это нормально. Я люблю момент, когда Шань просит Мулан уйти, потому что ей ничего не дается. Да, это позор для родителей сына, но с другой стороны – Мулан не сын, и это шанс вернуться домой. Но Мулан еще и настойчива, поэтому не сдается без боя. Она преодолевает себя. И только так становится настоящим воином. Не сильнейшим благодаря таланту (Ци), а РАВНЫМ благодаря усилиям.
Но даже не сила (как в фильме) помогает Мулан победить, а ее смекалка и смелость, дружба. Таким образом, Мулан остается собой, но добивается успеха. Она обретает личное счастье, не потому что поступает так, как должна поступать девушка по мнению общества (что транслируется в образе свахи), а потому что осталась собой.
В общем, получаются совсем разные образы и совсем разные идеи.
ВЫВОД
Мулан – для меня пример идеальной мультипликации. Образцовая драматургия, интересный динамичный сюжет, харизматичные персонажи, уместный юмор и волшебная музыка.
И я понимаю желание Дисней переосмыслить, изменить (ведь переснимать мультик почти покадрово – так себе идея), но если ты меняешь, меняй в лучшую сторону.
Мультфильм можно пересматривать бесконечно. Но вот желание пересмотреть фильм у меня вряд ли появится.
И еще кое-что: надпись на мече обязательно было так часто повторять? Мы и с первого раза запомнили.