Воронцовский дворец мы впервые увидели в 1988 году. Фотографий с тех пор, увы, не осталось, но сохранилась открытка, которую я отсканировала. С тех пор не изменился ни сам дворец, ни его интерьеры.
На всех открытках, которые раньше продавались в Крыму, русские названия дублировались надписями на украинском языке. Сейчас такие открытки - уже "раритет". В Крыму, как впрочем и в других частях России, многие сожалеют, что распался Советский Союз. Но в разные исторические периоды с Россией случались и не такие "метаморфозы". До революции вряд ли владельцы роскошных дворцов думали, что распадётся Российская империя. Строили на века, порой подражая иностранным вельможам. Бывало, что наша страна попадала под "авторитетное" влияние разных европейских стран.
Воронцовский дворец, как я уже писала в одной из своих предыдущих статей, был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора под руководством другого англичанина Вильяма Гунта. Сам заказчик - Михаил Семёнович Воронцов - был известным в России англоманом, поэтому и в отделке дворца, и в его интерьерах преобладает английский стиль Тюдоров. Декоративное оформление Парадной столовой напоминает богатое убранство рыцарских залов в средневековых замках. Столовая украшена изысканной резьбой по дереву и монументальными живописными работами известного французского художника Гюбера Робера (1733-1808).
В центре северной стены столовой сооружён фонтан в виде камина. Такой приём при оформлении интерьеров не был характерен для убранства английских рыцарских залов. Это скорее было навеяно влиянием мавританского стиля, который был использован не только в интерьерах, но и в архитектуре, в основном, южного фасада Воронцовского дворца.
Окна столовой выходят на южную сторону, и обращены к морю. В изысканных интерьерах Парадной столовой хозяин дворца часто устраивал роскошные приёмы для дорогих гостей, развлекали которых музыканты, играющие на деревянном балкончике, расположенном над фонтаном-камином. Часть мебели для столовой была заказана в Англии, буфеты и массивный сервант с поставцом для вина - во Франции, в мастерской мебельщика Гюйона.
Стены Бильярдной украшают живописные полотна западноевропейских художников разных стилей и школ. Бильярдный стол выполнен из красного дерева английской фирмой "Барроу и Уотт" в середине XIX века. Самое ценное полотно в Бильярдной - "Мужской портрет" кисти Франса Поурбуса-старшего - выдающегося портретиста второй половины XVI века.
В своём дворце Воронцов не только коллекционировал древние художественные ценности, но и всячески демонстрировал "современные" технологии. Дворец был оборудован водопроводом с горячей водой и канализацией одним из первых в России.
Следуя последним веяниям, Воронцов устроил во дворце в 1838 году Зимний сад. От старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс. Он растёт в Зимнем саду с первой половины XIX века. В Зимнем саду, как в оранжерее высаживали те растения, которые не переносили даже южной зимы, и не могли расти в прекрасных парках Воронцовского дворца, созданных под руководством замечательного садовода Карла Кебаха. О Воронцовских парках можно прочитать в одной из моих последних статей. Во время нашей экскурсии в той части дворца, где находится Зимний сад, работали реставраторы над ремонтом кровли и фасада здания. Несмотря на реставрационные работы Зимний сад был открыт для посетителей. Там по-прежнему выставлены редкие теплолюбивые растения, в числе которых - две роскошные араукарии, но все скульптуры, украшавшие Зимний сад, сейчас экспонируются в разных помещениях дворца.
Самая известная скульптура девочки, которая выставлялась раньше в Зимнем саду, сейчас украшает Голубую гостиную. "Девочка" создана по античным образцам итальянским мастером Квинтилианом Корбеллини.
Голубая гостиная отличается необыкновенной отделкой стен, которая выполнена в виде орнамента из гипсовых цветов и листьев. Этой техникой овладел один из крепостных Воронцова - искусный мастер-лепщик Роман Фортунов. С изящной отделкой стен прекрасно гармонирует резной камин из белого каррарского мрамора и мебель в стиле позднего русского классицизма.
В Голубой гостиной проводились в былые годы музыкальные концерты и театральные представления, при этом одна часть комнаты, выступающая в роли сцены, могла отгораживаться от "зрительного зала" раздвижным "занавесом", который двигался на роликах в "рельсах", вмонтированных в паркете. На этой театральной сцене пел Шаляпин, играл Рахманинов и выступал Щепкин.
Портрет самого хозяина дворца - Михаила Семёновича Воронцова можно увидеть в Парадном кабинете. Этот портрет скопирован художницей Луизой Дессеме в 1848 году с картины кисти Томаса Лоуренса 1821 года. Копия, вполне достойная оригинала, была написана специально для портретной галереи Воронцовского дворца. Многие помещения дворца, в том числе, Ситцевая гостиная и Парадный кабинет почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Мебель, украшающая кабинет, в основном выполнена в силе "Буль" в конце XVIII века.
Каминные часы "Минин и Пожарский" создал мастер Пьер-Филипп Томир. В отличие от оригинального памятника, фигура Пожарского в миниатюрной копии опирается не на щит, а на корпус часового механизма. О памятнике Минину и Пожарскому я писала в своей статье "Храм Василия Блаженного, Покровский собор или "Град обетованный". От Ивана Грозного до наших дней". Монумент Ивана Мартоса не раз становился образцом для создания скульптур, изображающих героев- победителей польских интервентов. Но больше всего в коллекции Воронцовского дворца предметов изобразительного искусства, которые относятся к другой освободительной войне - 1812 года. Сам Воронцов был заслуженным боевым генералом. На стенах кабинета представлены портреты современников Воронцова и его соратников по войне 1812 года. Один из книжных шкафов украшает скульптура герцога Веллингтона работы Эдмунда Коттерелла, изображающая героя битвы при Ватерлоо на боевом коне Копенгагене.
Светлые высокие панели Китайского кабинета, рамы зеркал, дверцы стенных шкафов и мебели декорированы искусной резьбой, выполненной в стиле, присущем многим произведениям китайского декоративного искусства. В Китайском и Парадном кабинетах, соединённых Ситцевой гостиной, во время Ялтинской конференции останавливалась делегация Великобритании, которую возглавлял Уинстон Черчилль. Часть Китайского кабинета занимает экспозиция, посвящённая британскому лидеру.
Верхняя часть стен Китайского кабинета украшена циновками из тонкой рисовой соломки. На одной из стен Китайского кабинета представлен портрет его хозяйки - Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, в девичестве - Браницкой. Этот портрет скопирован с работы Джорджа Доу. Миловидное лицо графини обрамляет причёска с буклями, модными в 1820-х годах. Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был очарован Елизаветой Воронцовой. Он не раз рисовал её образ на страницах своих дневников. Профиль графини поэт изобразил и на страницах своей рукописи романа "Евгений Онегин". Хозяйка дворца обладала не только привлекательной внешностью, но и отменным вкусом. Она самостоятельно руководила обустройством дворца, в оформлении которого до сих пор ощущается присутствие утончённой натуры Елизаветы Воронцовой.
Романтическую атмосферу создают дорогие безделушки на мраморных каминах, картины в золочёных рамах, лаковые дверцы бюро, инкрустированные предметы мебели и тонкая резьба по дереву. Всё это придаёт интерьерам дворца роскошное изящество.
Картины, собранные в Ситцевой гостиной, написаны художниками-академистами. Самый известный пейзаж "Вид Сорренто" в этой комнате написан С.Ф. Щедриным в 1825 году.
Вестибюль, оформленный в стиле типичного английского холла, украшают парадные портреты и персидские ковры с изображением Фатх-Али Шаха. Камины, установленные в вестибюле, выполнены из отшлифованного диабаза. Над одним из каминов висит парадный портрет матери Елизаветы Воронцовой - Александры Васильевны Браницкой кисти придворного художника Ричарда Бромптона. Браницкая была представлена ко двору своим дядей Григорием Потёмкиным в 1775 году, заслужила особое внимание Екатерины II, и получила звание статс-дамы. На портрете она изображена в 1781 году после получения ордена Святой Екатерины. Орден Браницкой был пожалован за придворную службу. Фоном для портрета стал пейзаж Английского парка в царском селе. Слева от Браницкой изображён мраморный бюст императрицы Екатерины II.
На последнем снимке галереи изображён портрет генерал-майора графа Владислава Браницкого - брата Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Самое известное полотно в Вестибюле дворца - парадный портрет Екатерины II кисти Фёдора Степановича Рокотова. Знаменитый портретист написал, видимо, несколько одинаковых портретов императрицы, поскольку один из них точно висит в Третьяковской галерее.
Ещё один парадный портрет, украшающий Вестибюль дворца, на котором изображён светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический - принадлежит кисти неизвестного художника. Эта картина скопирована с работы Дмитрия Григорьевича Левицкого - знаменитого живописца екатерининской эпохи. Роль Потёмкина в судьбе Крыма неоспорима. В годы правления Екатерины II Потёмкин был одним из самых влиятельных сановников в России. На портрете Потёмкин одет в форму офицера Преображенского полка. На его мундире красуются алмазные знаки высоких наград России, миниатюрный портрет императрицы Екатерины II, наградная Георгиевская лента и муаровая лента ордена Святого Андрея Первозванного. Правая рука Потёмкина указывает на Ахтиарскую бухту Севастополя, удобную для стоянки военных судов, под его левой рукой находится карта Тавриды.
Портрет Ксаверия Браницкого, отца Елизаветы Воронцовой, выполнил художник Иоганн Баптист Лампи. Изображён граф в рыцарских латах, что символизирует его знатное происхождение. Браницкий был крупным военным и государственным деятелем Речи Посполитой, усердно служил русским интересам, после второго раздела Польши перешёл на русскую службу.
Стены парадных залов освещают роскошные бра из позолоченной бронзы, выполненные в виде величественных женских фигур в древнегреческих одеждах. Оживляют парадные интерьеры дворцовые коты, видимо входящие в неофициальный "штат сотрудников".
В северном коридоре дворца представлена экспозиция, демонстрирующая все этапы строительства дворца. Фотографировать там было проблематично из-за тусклого освещения. Относительно сносно удалось снять табличку с именами мастеров, работавших на строительстве дворца. Эти каменщики, резчики, столяры и лепщики свозились из разных имений Воронцова, расположенных в 16 губерниях России. У Воронцова было 80 тысяч крепостных. Среди них, в основном, и отбирались самые талантливые мастера, труд которых использовался при строительстве графских владений. Крепостные мастера строили не только дворец в Алупке, при Воронцове, в частности, были вырублены первые подвалы в Массандре, про которую я писала в одной из своих предыдущих статей. По своему размаху амбиции Воронцова не уступали императорским.
Про одну из царских резиденций в Крыму можно прочитать в моих статьях : "Восхитительная Ливадия. Крым. Лето 2020" и "Парк Ливадийского дворца - "эдемский" сад российских императоров".
Если Вас интересуют исторические памятники, архитектурные шедевры и рассказы о путешествиях, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.