Академия М приветствует вас!
Международное общество по изучению вопросов старения мужчин ввело термин ADAM (androgen deficiency in the adult male). Он обозначает дефицит тестостерона и его метаболитов в соответствии с индивидуальными потребностями и возрастом.
Подчеркиваем, что персональный подход в оценке уровня мужского гормона необходим, ведь двух одинаковых джентльменов не бывает. Одному достаточно оставаться в пределах 15-18 нмоль/л, а норма для другого — 25. И всё же есть общие тенденции к снижению концентрации главного у сильной половины человечества стероида, которые нарастают после 40 лет.
Богатырская сила нечаянно заканчивается, когда она всё ещё так нужна
Не весь имеющийся тестостерон (Т) доступен клеткам мужского организма, а только 56%. Из них всего 2% приходится на свободный Т, не связанный белками крови. Он снижается на 1,2% ежегодно.
Ещё 54% драгоценного гормона соединены с белковой фракцией — альбумином. Но всё же эта часть находится в распоряжении хозяина. Ее количественная характеристика сокращается на 1% / год.
Оставшиеся 54% захватывает ГСПГ (SHBG, глобулин, связывающий половые гормоны). Это тоже белок, и он растет на 1,2% / год, поглощая всё больше тестостерона. За счет данного явления общий Т сокращается медленнее — на 0,4% / год. Однако, как вы понимаете, в данной ситуации просто увеличивается пул непригодного для использования гормона.
Незаметно, но удаль, в том числе половая, убывает. Каждое десятилетие риск гипогонадизма (недостаточности яичек со снижением уровня половых стероидов) увеличивается на 17%.
Как происходит гормональное банкротство
Кора головного мозга
Удивительно, но высшая ступень регуляции, согласно исследованиям, во многом обусловлена социально-экономическим статусом, психоэмоциональным состоянием, сексуальными стимулами. Мужской мозг сильно зависит от фактора новизны — этот феномен ученые назвали «эффектом Кулиджа».
Кулидж — один из американских президентов. Однажды при посещении фермы он спросил хозяина, топчет ли петух одну курицу или разных, и, услышав второй вариант ответа, попросил упомянуть о данном факте в присутствии своей жены. Хотя она перед этим тоже задала вопрос работнику, как часто за день единственный мужчина в курятнике совершает соитие и, узнав, что любовные баталии разворачиваются здесь десятки раз, сказала передать это мужу. И в итоге сей анекдотичный случай лег в основу научных исследований.
Эффект проверяли на грызунах. Самок в клетке постоянно меняли, и четвероногие герои готовы были тренироваться в искусстве любви до полного изнеможения. Это ни в коем случае не призыв к промискуитету (такое красивое слово описывает беспорядочные связи), а направление, в котором стоит двигаться двоим партнерам в любом возрасте — к поиску свежих идей в интимной жизни.
Новые стимулы оказывают прямое влияние на половую систему. Они запускают норадреналин и дофамин — нейромедиаторы, возбуждающие ядра гипоталамуса, первичного центра управления гормональным фоном мужчины.
Именно поэтому известные препараты для потенции далеко не всегда работают. Таблетки дают эффект на нижнем уровне, повышая кровенаполнение соответствующей зоны. А сексуальность как таковая начинается в голове.
Гипоталамус и гипофиз
В гипоталамусе вырабатываются гонадотропные гормоны. Их производство в норме подчинено определенным ритмам:
- сезонным — пик весной;
- циркадным — максимум в утренние часы;
- пульсирующим — выброс каждые 90-120 минут.
Ритм пульсации зависит от:
- Норадреналиновых и дофаминовых нейронов, количество которых с возрастом, к сожалению, сокращается. К тому же, рецепторы к стимулирующим нейромедиаторам у зрелых мужчин становятся менее чувствительными.
- Тормозящего действия серотонинергических, ГАМК-эргических и опиоидных нейронов. Серотонин, кстати, входит в состав антидепрессантов, поэтому с их употреблением либидо и потенция приходят в упадок.
- Замедляющего эффекта андрогенных гормонов и эстрогенов, циркулирующих на периферии организма.
- Количества нейронов гипоталамуса, производящих гонадотропный рилизинг-гормон (GnRH). С возрастом их численность в ядрах данной железы убывает, и высвобождение из них возбуждающего нейропептида Y снижается.
- Уровня пролактина. При его повышении в мужском организме всё производство тестостерона стагнирует. Так, у 50% пациентов с эректильной дисфункцией наблюдается гиперпролактинемия, при этом сывороточный Т формально остается в пределах нормы.
Под влиянием пролактина сгорает дофамин, хотя это не единственная причина. Нейромедиатор счастья и сексуального желания мужчины сажают и на зависимостях (алкоголь, курение, чрезмерное увлечение фильмами для взрослых), а также при хроническом стрессе.
Высокий кортизол, продуцируемый надпочечниками в состоянии острого или постоянного напряжения выбивает из строя гипоталамус, сам по себе повышает пролактин и снижает конверсию Т4 (тироксина) в Т3 (трийодтиронин), что поднимает уровень тиреотропин-рилизинг-гормона и опять же приводит к увеличению пролактина. В итоге импульсная секреция лютеинизирующего гормона искажается (ЛГ и ФСГ тоже нужны мужчинам).
Инсулин, который взлетает из-за употребления сахара и других легких углеводов, также приводит к разрушению дофамина. Работа мезолимбической системы мозга нарушается, мотивация падает, в том числе к сексуальным подвигам.
Периферический уровень
Клетки Лейдига, производящие тестостерон, с возрастом уменьшаются в количестве. Нормальная ткань яичек замещается жировой или фиброзной. В одном исследовании было показано, что на аутопсиях здоровых мужчин 50-76 лет этих Т-продуцирующих клеток на 44% меньше, в сравнении с группой участников 20-48 лет.
Стероидообразующая функция деградирует ещё за счет сокращения количества и размера митохондрий — внутриклеточных структур, ответственных за выработку энергии, откуда также берет начало производство половых гормонов. Надо понимать, что для нормальной выработки Т митохондриям нужен холестерол или, как его чаще называют, холестерин. По причине недостатка этой субстанции, в том числе из-за ограничения жиров в рационе, ферменты, синтезирующие Т, становятся пассивными.
Более того, клетки половых органов у стареющих мужчин перестают должным образом отвечать на стимуляцию лютеинизирующим гормоном. Тестостерон начинает конвертироваться в Е2 (эстрадиол), и уровень гонадотропинов наверху снижается. Также сокращается количество клеток Сертоли, вырабатывающих сперматозоиды, что ухудшает мужскую фертильность, то есть способность к зачатию.
Вышеописанные процессы приводят к инсулинорезистентности и, впоследствии, сахарному диабету, увеличению доли жировой ткани в организме, хроническому системному воспалению, ненормальному переходу тестостерона в эстрадиол, который потом превращается в ГСПГ. Всё вместе формирует «метаболический синдром», богатырская стать сменяется «пивным животом», а подвиги остаются в прошлом.
В следующих статьях мы расскажем, какие вещества разрушают гормональное здоровье мужчин, по каким симптомам можно заподозрить дефицит тестостерона, и как изменить образ жизни, чтобы юношеская сила вернулась. Подписывайтесь на канал. 😉