При исследовании особенностей коммуникативных стратегий мужчин и женщин ученые выделяют различия речевых стилей. Согласно мнению большинства психологов, социологов и лингвистов, различия в подходе к общению двух полов формируются в глубоком детстве.
Мужчины и женщины с самого раннего возраста овладевают языком в абсолютно различных мирах – мире мальчиков и девочек. Затем по мере взросления общество предъявляет твёрдо установленные требования и вырабатывает стереотипы и нормы поведения, которые являются характерными для мужчин и женщин. Так, стереотипы, предписанные женщине, позволяют ей быть более непосредственной в проявлении своей реакции, поэтому несдержанность, эмоциональность и сентиментальность характерны для речевого поведения женщин.
Типичным для речевого поведения мужчины является, наоборот, эмоциональная сдержанность и стремление не пропускать через себя эмоции, а также не реагировать на них. Женская речь содержит больше эмоциональных оценок, гипербол, сравнений, в ней часто наблюдается переключение на темы, не связанные с конкретной ситуацией общения. Речевое поведение мужчин, как правило, направлено на достижение и сохранение независимости и высокого статуса. Женщины говорят в большинстве случаев, чтобы установить контакт, мужчины – чтобы найти решение проблемы.
Кроме того, в различиях коммуникативных стратегий большую роль играет также тип социальной деятельности женщин и мужчин. Как правило, у мужчин более широкое поле социального вовлечения, в то время как женщины часто ограничиваются сферой семьи и личных взаимоотношений.
Так как мужчина и женщина - представители различных социальных групп, которые имеют разные социальные роли, им отводятся определенные стратегии речевого поведения. Более того, существует разделение речевого поведения, то есть т.н. гендерная дихотомия. Мужское общение менее гибкое, но более динамичное и вместе с тем менее ориентировано на собеседника. Преобладающий тип коммуникации у мужчин – беседа-информация, а у женщин – частная беседа. Женский тип речевого взаимодействия нацелен на собеседника, на диалог. В ходе него женщина выполняет подчиненную роль в общении, выбор и смена темы – мужская функция в процессе речевого взаимодействия.
Результаты анализа отличия письменного языка мужчин и женщин выявили, что тексты за авторством женщин визуально были объёмнее, содержали большое количество слов в предложении, для них был характерен менее разнообразный лексический состав. В текстах чаще встречались глаголы и частицы, слова мужского рода. Использовались слова с высокой степенью оценочности, эмоциональности, также было распространено применение сослагательного наклонения, простых предложений, соединительной связи и употребление конкретных существительных.
Результаты анализа мужских текстов показали, что уровень грамотности письменной речи мужчин значительно ниже, в них больше использовались существительные, прилагательные, числительные, а также слова женского рода. Преобладало употребление повелительного наклонения, сложных предложений, подчинительной связи и абстрактных существительных. Таким образом, исследование позволяет сделать вывод, что мужчины изображают мир в большем разнообразии качественных характеристик, красок и т. д.
В языке давно наблюдается тенденция к патриархальной установке: в нем прочно укоренились стереотипы, гласящие, что женщина более порочна, чем мужчина. Женщине приписывается неумение дружить и хранить тайны, глупость, алогичность. В пословицах и поговорках о женщинах превалирует высокомерное отношение и менторский тон. В связи с этим сравнение мужчины с женщиной часто обладает негативным смыслом: болтлив, любопытен, кокетлив, самовлюблен, капризен, истеричен как женщина, женская логика. Интересно, что сравнение женщины с мужчиной, напротив, несет окраску положительную, более того, такое сравнение возвышает её в статусе: мужской ум, мужская хватка, мужской характер.
Как утверждает американский профессор лингвистики, Дебора Таннен, мужчина и женщина преследуют разные цели в общении: женщина относится к разговору как к важной части межличностных отношений; мужчины же используют разговор для того, чтобы продемонстрировать и закрепить контроль над ситуацией, они применяют разговор для сохранения независимости. Причины этого отражены в коммуникативных стилях. Она выделяет две важнейшие характеристики: вовлеченность и независимость. Мужчины независимы, а женщины вовлечены в коммуникацию, вторичны в ней.
Мужчины с интересом реагируют на все новое в языке, в их речи больше неологизмов, терминов. Речь женщины характеризуется большей степенью нейтральности, в ее лексике более распространены устаревшие слова и обороты. Женская речь гораздо эмоциональнее и это выражается в более частом употреблении междометий, сравнений, метафор, эпитетов. В словарном запасе женщины больше слов, характеризующих чувства и эмоции. Также свойственной женской речи чертой является тенденция к употреблению эвфемизмов. В своей речи женщины избегают чрезмерной фамильярности, использование прозвищ. Более активно, чем мужчины женщины используют глаголы формы 2 л. ед. и мн. ч. (помнишь, слушай, знаешь и т. п.).
Таким образом, установлено, что в речи женщины преобладают сложные прилагательные, наречия и союзы. Женщина в своей речи употребляет больше конкретные существительные, а мужчина – абстрактные; мужчины предпочитают использовать глаголы активного залога, женщины – пассивного, что объясняется более активной жизненной позицией у мужчин. Однако при этом также было установлено, что с повышением уровня образования различия в речи стираются