Представьте, что в условиях пандемии вузы легко переходят в онлайн-формат. Запускают свои сайты и делают там удобный и понятный интерфейс. Все лекции, дополнительные материалы к ним и домашку студенты находят без всякого труда.
Пары не проводятся в зуме, скайпе или дискорде — студенты не могут оправдывать свою неподготовленность к паре сбоями сети. Педагоги записывают лекции заранее и размещают на этой же платформе дистанционного обучения. Студенты посещают пары в любое удобное время. Присутствие на лекциях учитывается после полного их прослушивания.
Контроль знаний проводится с каждым студентом отдельно. Такие просьбы, как «покажи свой стол и комнату», «не смотри по сторонам во время ответа» расценивают как нарушение личного пространства. Вопросы составляются исключительно на основе материалов лекций.
Преподаватели во время пар не читают с листочка или с учебника 50-летней давности. Они рассказывают теоретический материал своими простыми словами и подкрепляют его примерами из личного опыта. Также преподаватели разбирают всевозможные проблемы профессии и дают альтернативные методы их решения. В качестве дистанционного домашнего задания они предлагают почитать или посмотреть что-то дополнительное по теме лекции. Вместо чтения докладов из интернета на семинарах студенты делятся впечатлениями от изученного материала...
Пофантазировали и хватит. Вернемся в реальность.
Мы все закрываем глаза на это непонятное время, стараясь как можно скорее обо всем этом забыть. Делаем поблажки бедным преподавателям, которых советское и постсоветское образование к такому повороту событий точно не готовило. Но нам, как будущим специалистам различных сфер жизни, особенно ценно время. Время, которое мы хотим тратить с умом и с пользой для нашего будущего.
А на что мы его тратим сейчас? На то, чтобы понять неясные требования растерянных педагогов и самостоятельно усвоить большое количество беспорядочной информации. Вытерпеть все технические неполадки во время пар и попытаться при этом сформулировать основную мысль лекций для себя. Обстоятельства заставили нас играть на выживание, потому что до конца пока не известно, адаптируемся ли мы к этому или нет.
И если вдруг правительство в своих проектах решит частично или полностью внедрить дистанционное обучение на постоянной основе, то нужно будет менять всю существующую систему образования. Но вряд ли об этом позаботятся сейчас и в ближайшем будущем по понятным причинам.