Найти тему

Как правильно искать работу и не облажаться на собеседовании

Как стать Биллом Гейтсом, открыть свое дело, сказочно разбогатеть? Обо всём этом написано огромное количество книг, нас учат этому на всевозможных курсах, семинарах и тренингах. И если бы это всем помогало, то мы по количеству богатеев обогнали бы весь мир и нищие шейхи из Эмиратов ездили бы к нам на заработки. Но, к сожалению, как утверждают психологи, лишь 5% из нас имеют способности к предпринимательству. А что же остается делать остальным? Работать по найму. И на этом поприще, при наличии упорства и целеустремленности, можно добиться выдающихся результатов. У руля Газпрома, РЖД, Роснефти и многих крупных компаний стоят наемные работники. И если они и не дотягивают до уровня Билла Гейтса по доходам, то завидуют ему не очень сильно.

Если вам не посчастливилось родиться в семье депутата Госдумы, акционера Газпрома или какого-нибудь более-менее крупного начальника или чиновника, то задачу поиска работы придется решать самостоятельно и скорее всего, не один раз до тех пор, пока не получите заветную книжечку с надписью Пенсионное удостоверение. Стрелять нужно изо всех орудий сразу – размещать резюме на специализированных ресурсах для поиска работы и найма персонала таких, как HeadHunter, Superjob и им подобных.Регистрироваться и общаться на сайтах профессиональных контактов типа LinkedIn, E-xecutive. Также в последнее время работодатели часто ищут персонал в социальных сетях. Заводите везде свои странички, вступайте в группы по интересам, участвуйте в дискуссиях. Чем больше будет мест, где вы засветитесь и заявите о себе, тем выше шансы на быстрое и удачное трудоустройство. Расширяйте круг ваших виртуальных и реальных знакомств и как можно больше общайтесь. Расскажите всем своим близким и знакомым, что вы ищете работу. Никто не знает, где нас подстерегает удача. Кому-то может понравиться ход ваших мыслей в Фейсбуке и он увидит в вас единомышленника. А может качок на соседнем тренажере вдруг окажется генеральным директором фирмы, где вас уже заждались и ставят прогулы. Не стесняйтесь общаться, будьте открыты для новых знакомств, впечатлений и возможностей. И они обязательно появятся. Как в том старом анекдоте, когда один человек целый год молился и просил Бога о выигрыше в лотерею. Наконец Бог не выдержал: - Да ты билет-то хотя бы купи!

Поэтому «покупайте билеты» везде, где только можно и ОН вам обязательно поможет. Прежде всего, нужно составить резюме, а лучше, сразу несколько, если вы ищете работу по нескольким специальностям. С выделением ваших навыков и достижений в различных направлениях вашей профессиональной деятельности. Напишите сопроводительное письмо потенциальному работодателю. Составить резюме и сопроводительное письмо вам поможет интернет. Готовые документы запишите на флешку, скопируйте на телефон, отправьте себе же на почту. Пусть они всегда будут у вас под рукой. Они могут внезапно понадобиться, а вы получите репутацию человека серьезного и предусмотрительного. Резюме можно и нужно рассылать в кадровые агентства. Только категорически не связывайтесь с теми, которые просят оплату за свою работу. Ни одно серьезное кадровое агентство денег с соискателей за трудоустройство не берет. Также нет смысла платить им и за, так называемое, информационно-консультационное обслуживание. По таким договорам обычно кадровое агентство гарантированно получает от вас свои «пять сольдо», а вы максимум «грамотно составленное резюме» и дружеские похлопывания по плечу с пожеланиями удачи. В лучшем случае, вам дадут распечатки вакансий с HeadHunter и Superjob, которые вы можете абсолютно бесплатно получить и сами. Как нарисовать красивое и грамотное резюме, вы узнаете из многочисленных рекомендаций в интернете. И среди ваших многочисленных друзей и приятелей обязательно найдется знакомая девочка – менеджер по персоналу, которая за коробочку Рафаэлло с удовольствием подправит, где нужно, шедевр, созданный вашими, пока еще не очень умелыми, руками. А платить за это несколько тысяч просто неразумно. В этом месте многочисленные работники кадровых агентств должны расчехлить всё имеющееся у них оружие ближнего боя и объявить мне вендетту. Но практика показывает, что всё обстоит именно так.

Еще один способ заявить о себе, это рассылка резюме и сопроводительных писем напрямую в компании, где вы хотели бы работать. Пусть даже у них нет открытых вакансий по вашей специальности на данный момент, но от вас не убудет, а лишний шанс появится. Опять же помним про лотерейный билетик! Откликайтесь на вакансии, даже если не все требования в нём совпадают с вашими возможностями. Естественно несовпадение должно быть в разумных пределах. Часто работодатели в резюме дают максимальный набор требований к идеальному кандидату. Но, очень часто, таких просто не существует в природе, и у вас появляется шанс, если по основным параметрам вы подходите. Если же вы откликнулись на вакансию, а вам до сих пор не ответили, можно напомнить о себе. Ваше резюме может просто утонуть в большой стопке таких же, и до него просто не дойдет очередь. Можно пойти на маленькие хитрости. Менеджеры по персоналу в основном молодые симпатичные девушки. А где тусуются все молодые и симпатичные? Правильно, в социальных сетях! Обычно не составляет труда узнать фамилию и имя манагера, ответственного за ваше счастье в конкретно взятом юридическом лице. А теперь заходим на его страничку, изучаем, ставим лайки, пишем комменты. Особо уверенным в себе, можно и в друзья напроситься. И вот уже есть общие темы для разговора. И вот вы уже и не совсем чужие. А дальше уже всё зависит от ваших коммуникативных способностей и природной наглости. Вариантов много.

И вот вы получили заветную смс-ку с приглашением на собеседование. Отнеситесь к этому мероприятию со всей ответственностью. Для начала постарайтесь узнать о компании как можно больше. Изучите её сайт, почитайте, что пишут о ней в новостях. Есть сайты, где размещаются отзывы сотрудников о работодателях. Можно полистать странички работников в социальных сетях. Всё это позволит составить общую картину о вашем возможном месте работы и быть готовым к ответу на один из самых любимых вопросов на собеседовании: - А почему вы хотите работать именно у нас? В чем прийти на собеседование зависит, конечно, только от вас, но, помните, что действие поговорки, согласно которой, встречают по одежке, на территории Российской Федерации никто не отменял. Хотя и из этого правила бывают исключения. Если вы претендуете на вакансию, связанную с творческой и креативной деятельностью, то на ваши армейские ботинки вкупе с балетной пачкой могут внимания и не обратить. Но для этого вам нужно быть безупречным с профессиональной точки зрения. Во всех остальных случаях всё же стоит одеться в нейтрально-офисном стиле. Иначе может получиться как в старом анекдоте: - Встретили по одёжке… проводили тоже плохо. «По одежке…» конечно, относится не только к предметам гардероба. Важно всё – опрятность, гигиена, запахи. Всё, что может раздражать вашего собеседника, может сыграть против вас. Знаю случаи, когда из-за резких запахов (причем, не важно – это дурной физиологический запах или парфюмерный) кандидат был обречен уже с первых минут, а HR-специалист только искал повод, чтобы быстрее закончить собеседование. Конечно, не стоит опаздывать, а лучше прийти даже чуть пораньше. Если есть возможность, перед собеседованием сходите в туалет. Кто знает, сколько продлится беседа. В моей практике было и три часа. Часто у людей, в ответственные моменты и на фоне стресса начинается брожение, и не только в умах. Особенно подвержены этому лица не очень уверенные в себе. Как себя вести на собеседовании – это отдельная большая тема. Опять же интернет вам в помощь. Но можно дать несколько общих советов. Постарайтесь настроиться на ту же волну, что и ваш собеседник. Освойте заранее несколько простых приемов из языка телодвижений, позволяющих расположить к себе и «читать» жесты других. Почитайте, к примеру, Алана Пиза «Язык телодвижений». Если Бог вас наградил чувством юмора – отлично! Используйте его. Это мощнейшее оружие, которое часто выручает в самых безвыходных ситуациях. Но, как и любое оружие, оно требует осторожного применения. Не стоит шутить на темы религии, политики, спорта, так как реакция может быть непредсказуемой, а результат совсем противоположным от ожидаемого. Независимо от результатов собеседования, прощайтесь вежливо и приветливо. Даже если вам отказали сразу, то остается вероятность того, что другие кандидаты окажутся хуже и вас могут пригласить повторно. В моей практике такие случаи были.

Продолжение следует...