Развитие речи очень сложный психический процесс, происходящий в мозге ребенка.
За развитие речи, отвечает два центра мозга:
1️⃣ Вернике - восприятие звуков речи (слуховая кора височной доли).
2️⃣ Брока - воспроизведение звуков, слов, фраз (нижние отделы лобной доли).
Если происходит повреждение мозга в этих центрах, то возникают различные нарушения речи.
Поэтому причиной "почему ребенок может не разговаривать старше 3-4х лет" чаще является поражение речевых центров коры головного мозга.
Также причинами задержки речевого развития являются:
- патология течения беременности и родов;
- нарушение органа слуха (его частичное или полное поражение);
- нарушение функций артикуляционного аппарата (короткая уздечка, зайчья губа, волчья пасть, раннее выпадение зубов и пр.);
- наследственность (папа поздно заговорил и ребенок возможно позже заговорит);
- неблагоприятные социальные условия (дома скандалы, ругань, родители не занимаются ребенком, неблагополучная семья, либо просто ребенком не занимаются делают все за него и показывают и рассказывают, а также постоянные мультики, гаджеты и т.п.);
- общее отставание в психическом развитии ребёнка;
- аутизм.
Несмотря на такие страшные причины ЗРР, на некоторые мы в силах повлиять, главное во время заметить, что с речевым развитием ребенка, что-то не так.
Отлично будет, если вы обратите на это внимание до 1х - 1,5 лет. Хорошо, если до 2х - 2,5 лет. Поздно, если после 3х - 4х лет.
Потому что всем известно, чем раньше найдена проблема с речью, тем легче будет проходить коррекция и дальнейшее психоречевое развитие малыша.
Как происходит формирование и развитие речи у здоровых детей, без патологических нарушений.
Сначала малыш проходит этап доречевого развития (0 - 12 месяцев). Т.е. как таковой речи нет, но предпосылки к ее формированию проявляются в виде :
- Крика, идёт формирование гуления (6 - 8 недель). Появляется "комплекс оживления", первые инстинктивные звуки, ребенок улыбается, реагирует на звуки.
- Гуления (1.5 - 3 месяца), малыш начинает протягивать гласные (а-аа, у-у-аа).
- Активного гуления (3 - 6месяцев). Малыш активно гулит, соединяя согласные звуки с гласными (ма, ба, па, ли и пр.).
- Лепета (6 - 9 месяцев). Возникновение спонтанных слогов (гага, дади, мама, ня и пр.). Малыш начинает понимать, что речь диалогична: говорит, делает паузу, ждёт ответ. Появляется жестовое общение "Помаши ручкой", "Поцелуй маму" и пр.
- Переход лепета в слова (9 - 12 месяцев). Идёт активное понимание обращённой речи к ребенку и выполнение простых инструкций "дай мяч", "на кружку", "иди поиграй", "покажи папу" и пр. Появление первых односложных слов "ма-ма" "ба-ба" и пр.
К году пассивный словарь ребенка намного больше, активного. Это связано с тем, что главным показателем развития речи ребенка до года, является ее понимание. Поэтому общайтесь с ребенком, часто повторяйте одни и те же инструкции и названия окружающих предметов. Это расширит его пассивный словарь, а затем пополнит активный.
Речевой этап (10 месяцев - 12 лет), который тоже делится на периоды. О них расскажу вкратце.
- 10-12 месяцев начинают появляться однословные предложения "Пить", "Дай", "Папа", "Иди" и пр. Запас слов 15-30.
- 1 - 2 год развития речи характеризуется тем, что ребенок начинает повторять часто слышимые слова. Появляются двухсловные предложения. Ребенок начинает задавать первые вопросы: "Что это?" "Зачем?" и пр. К концу второго года запас слов ребенка составляет 200-300.
- 2-3 года - появление местоимений, предлогов, прилагательных в предложениях. Сначала предложения становятся трехсловные, затем примерно с 2,5 лет многословные. Возникновение трудностей с шипящими, свистящими и сонорными звуками (л, р, л, м и т.п.). Запас слов к трем годам составляет уже 800-1000.
- 3-4 года. Предложения усложняются грамматическими формами (изменение существительных по родам, числам, падежам), смысл фраз и предложений становится сложнее. Ближе к 4м годам возникает "возраст почемучек". Дети могут разговаривать развернутыми предложениями, групировать предметы (грибы, ягоды, мебель, кухонные приборы и пр.). Словарный запас в 4 года составляет около 2000 слов.
- 4-5 лет. Трудности с произношением звуков проходят. Ребенок может уже высказываться коротким рассказом о себе, о знакомых людях, предметах.
- 5-6 лет - составляют короткие рассказы по картинкам, с развитием сюжета. В речи используются простые и сложные предложения. Недостатки произношения слов и звуков отсутствуют, ребенок говорит чисто. Словарный запас к 6 годам составляет до 2500 слов.
В заключении хочется отметить, что с каждым годом число детей с нарушениями речи сильно увеличивается. И это становится настоящей проблемой 21 века. Поэтому к развитию речи малыша относитесь более серьезно, так как последствия могут быть очень плачевными: задержка познавательного развития, эмоционального развития, тяжёлая адаптация в обществе, трудности обучения в школе.
Всем добра👍