Найти тему
ПолитОс

Япония: конец эпохи премьер-министра Абэ. Что дальше?

Синдзо Абэ. Фото: Доминик Пинейро
Синдзо Абэ. Фото: Доминик Пинейро

Правящая партия Японии избрала Есихидэ Сугэ, главного секретаря кабинета министров в нынешней администрации, своим новым лидером. Именно он станет следующим премьер-министром страны. Он заменит Синдзо Абэ, который является самым длинным действующим премьер-министром в истории Японии.

Проблемы со здоровьем премьер-министра Синдзо Абэ, стоящие за его внезапным решением уйти в отставку, завершают эпоху самого продолжительного премьер-министра Японии. Абэ, самый узнаваемый на международном уровне японский государственный деятель после 1945 года, ведь именно он наиболее охотно играет в гольф с президентом США Дональдом Трампом.

Хоть уходя, он оставляет страну все еще экономически ослабленной, Абэ сделал Японию более сильной и независимой в вопросах обороны и внешней политики. Его преемник, вероятно, продолжит следовать по назначенному им пути. И это хорошая новость - как для сторонников мира в Восточной Азии, так и для вообще международного порядка, основанного на общих ценностях.

Нынешний срок полномочий Абэ должен был завершиться в сентябре 2021 года. Между тем, в исследованиях общественного доверия его котировки упали до исторически низкого уровня, из-за чего у него больше нет реальных шансов на победу в очередной гонке за кресло премьер-министра. Таким образом, путь его ухода, после многих лет беспрерывного нахождения на высоком посту, вписывается в один из старых принципов политической жизни. Долгоживущему лидеру, который знает, что конец его политической карьеры близок, лучше уйти на своих условиях, чем быть вытесненным соперниками, готовыми нанести предательский удар.

С юности Абэ страдает язвенным колитом. Ранее, в 2007 году, болезнь вынудила его уйти в отставку всего через год после того, как он стал премьер-министром. Предыдущий уход совпал с серьезными политическими потрясениями, что сделало его возвращение к власти в 2012 году еще более необычным. Учитывая два недавних широко разрекламированных пребывания в больнице, рецидив проблем со здоровьем политика, вероятно, реален.

И все же, имея в виду перенос Олимпийских игр в Токио на следующий год, трудно поверить, что Абэ решил бы уйти с поста прямо сейчас, если бы не испытывал серьезного политического давления.

С международной точки зрения потеря популярности Абэ может показаться неожиданной, учитывая хотя бы то, что в Японии из-за COVID-19 погибло до сих пор менее 1300 человек, а экономический спад меньше, чем в США или в большинстве европейских стран. Однако правительство Абэ собрало голоса с критикой из-за непоследовательного общения и, казалось бы, инертного ответа на пандемию экономической политики. А после долгих лет пребывания в должности и выполнения руководящих функций его, наконец, настигли накопившиеся скандалы и общая усталость.

Более того, в Японии наблюдается растущее разочарование состоянием экономики и уровнем жизни. Его экономическая программа, шумно называемая "Абэномикой", заключалась в быстрой денежной экспансии, нескольких фискальных стимулах и предвещении провозрастных структурных реформ. Однако результаты оказались мизерными, особенно для лидера, который трижды выигрывал парламентские выборы и долгое время имел в своем распоряжении сильное парламентское большинство.

"Абэномика" была объявлена как программа, направленная на преодоление дефляции, ускорение экономического роста и – на втором этапе – увеличение естественного прироста в Японии. Однако, пока цены перестали падать, горели надежды на восстановление мягкой инфляции и рост заработной платы. Хотя экономический рост с 2012 года до начала нынешней пандемии был немного лучше, чем в предыдущем десятилетии, это было в основном связано с отсутствием серьезных потрясений в масштабах финансового кризиса 2008 года или землетрясения и цунами 2011 года. Между тем, уровень рождаемости остается стабильно низким.

Правительство Абэ принял несколько небольших, полезных реформ, в том числе новый закон корпоративного управления, улучшил принципы прозрачности предприятий, увеличил расходы на уход за детьми и уточнил законодательство, регулирующее и ограничивающего опасно долгие сверхурочные на работе.

Однако планы более глубоких реформ, направленных на повышение конкурентоспособности Японии, либо вообще не оправдались, либо были заблокированы корыстными бизнес-интересами. Между тем почти 40 процентов рабочей силы Японии работает по краткосрочным нестандартным контрактам. Хотя все больше и больше женщин работают, очень немногим удалось продвинуться на руководящие должности.

Синдзо Абэ также не реализовал своих величайших амбиций: пересмотреть Конституцию Японии 1947 года путем удаления из нее знаменитого пацифистского пункта, содержащегося в статье 9, и тем самым нормализовать статус Вооруженных сил страны. Японская общественность по-прежнему остается против таких изменений, и Абэ и его Либерально-демократическая партия (ЛДП) возглавляют сильное парламентское большинство в коалиции с центристской буддийской группировкой Комейто, которая имеет пацифистские корни. Поскольку изменение Конституции требует большинства в две трети голосов в каждой палате парламента и сбора большинства на национальном референдуме, уходящий премьер-министр так и не смог реализовать свою мечту.

Что касается наследия, Абэ запомнится как традиционалист (в японском смысле). В ЛДП он возглавляет группу "новых консерваторов", которые выступают за сильное и централизованное лидерство, устоявшиеся ценности, а также, прежде всего, более решительную и автономную внешнюю и оборонную политику. С точки зрения этих приоритетов он выполнил свои обещания.

Премьер-министр поддерживал тесные, иногда подобострастные отношения с Трампом, однако он также стремился выработать для Японии более автономную позицию по таким вопросам, как торговля. В 2017 году он возглавил усилия по спасению 12-государственного транспацифического партнерства после того, как администрация Трампа вышла из этого соглашения. Япония также договорилась о двустороннем соглашении о свободной торговле с Европейским Союзом и вскоре завершит аналогичное соглашение с Великобританией.

Абэ укрепил оборонительные отношения Японии в отношениях с Индией. При этом он не уклонялся от ревизионистского взгляда на военную историю Японии, доведя тем самым отношения с Южной Кореей – ближайшим соседом Японии и союзником США по безопасности – до рекордно низкого уровня.

Гонка среди потенциальных преемников в ЛДП длилась тайно уже несколько месяцев. Ни один из ведущих претендентов-ни министр обороны Таро Коно, бывший министр иностранных дел Фумио Кисида, ни (избранный новым премьер-министром) секретарь правительства Ёсихидэ Суга не желают смягчать внешнюю политику. Фактически, они могут соревноваться в том, кто окажется еще более решительным в вопросах безопасности, сделав выбор в пользу увеличения военных расходов, готовности к упреждающему нападению на северокорейские ракетные угрозы или более решительных действий против вторжения китайского флота в Восточно-Китайское море.

Ни один премьер-министр Японии с момента окончания американской оккупации в 1952 году не смог всерьез рассмотреть какой-либо раскол в отношениях с США. Тем не менее, признавая, что Америка, особенно во время президентства Трампа, стала менее надежным и совместным союзником, Абэ заложил основу для того, чтобы Япония выработала более независимую позицию, создав собственную сеть партнеров по всему миру. Именно эта стратегия, несмотря на отставку Абэ, останется с Японией надолго.