Найти тему
Психология и тексты

Темперамент

Психология изучает 3 группы психических явлений.

  • Психические процессы – это память, внимание, восприятие, эмоции и т.д.
  • Психические состояния – более длительные и системные процессы.
  • Психические свойства – все, что относится к личности человека.

Темперамент попадает в третью группу.

Границы между ними проницаемы. Например, печаль, может быть как чувством, так и состоянием. Состояния и свойства также очень сильно связаны. Личности определенного типа тяготеют к определенным состояниям: меланхоличный человек будет испытывать грусть чаще и дольше, чем другие люди. Верно и обратное: долго длящиеся состояния влияют на личность. Что человек постоянно испытывает, таким он и становится.

Все мы слышали про сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. На самом деле, темперамент изучается с древних времен. Сначала была теория жидкостей – крови, желчи и слизи, и в зависимости от их баланса рассматривалось поведение людей.

Изучая темперамент, ученые так или иначе стремились найти биологическую основу психического. Благодаря исследованиям И.П. Павлова было установлено, что темперамент обусловлен особенностями функционирования нервной системы.

Темперамент стали определять по трем основным свойствам нервной системы, которые описал Павлов. Это

*сила нервных процессов (скорость образования нервных связей, упрочнение их)

*подвижность (насколько легко и быстро они изменяются)

*уравновешенность (насколько они сбалансированы между собой)

Павлов соотнес их с традиционными типами темперамента и получилось вот что:

Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный
Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный
Флегматик – сильный, неподвижный, уравновешенный
Меланхолик – слабый тип нервной системы

Далее темперамент активно изучался в Тепловско-Небылицынской школе. Было выделено 3 ведущих компонента:

*Общая подвижность человека – быстрота движений

*Эмоциональность – большая или меньшая тенденция к сильному выражению чувств вовне

*Возбудимость – активность психики в целом

Их последователь В.М. Русалов разработал оригинальнейшую концепцию темперамента. Темперамент он рассматривает как основу индивидуальности, а индивидуальность – как главный двигатель развития человека.

Труды В.М. Русалова знают только специалисты, широкой публике он, к сожалению, неизвестен. Это представляется несправедливым, на фоне того, как легко и быстро у нас разлетаются идеи западной психологии, зачастую, гораздо менее продуктивные.

В.М. Русалов
В.М. Русалов

В.М. Русалов развил теорию Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына и описал темперамент как целостное, самостоятельное, устойчивое, динамическое образование психики человека.

В.М. Русалов выделил 6 критериев, по которым психологическое свойство следует относить именно к темпераменту:

  • Не зависит от содержания поведения (целей, смыслов, мотивов)
  • Проявляется во всех сферах жизнедеятельности
  • Рано проявляется в детстве
  • Устойчиво в течение длительного периода жизни человека
  • Тесно связано со свойствами нервной системы
  • Является наследуемым

Также В.М. Русалов показал, что темперамент не равен личности. Личность – это в гораздо большей степени система ценностей и смыслов. Но именно включение темперамента в ее структуру позволяет понять те психологические механизмы, благодаря которым ценности и смыслы формируются и функционируют.

В.М. Русалов рассмотрел темперамент не как прямое отражение в психике биологических факторов, а как систему обобщения поведенческих актов.

Каждый поведенческий акт (совершаемое действие) состоит из 4 шагов. Мы их не осознаем, так же как работу внутренних органов, это было бы избыточно. Мы просто берем, например, яблоко и делаем кусь.

А шаги это такие:

1. Поиск, поисковая активность. Первичное взаимодействие организма со средой. Насколько оно широко или узко, какова степень его напряженности. «Хочу есть – ага, вот яблоко». Или: «Хочу яблоко, дома нет, иду в магазин, покупаю вот это, красненькое».

2. Принятие решения о том, какое действие будет совершено. Подбор соответствующей программы для исполнения действия. Насколько широк спектр программ, насколько гибко они переключаются. «Загрызть или красиво нарезать ножичком и разложить на блюдечке?»

3. Темп исполнения действия. Как быстро выбранное действие реализуется. Собственно, «Кусь!»

Казалось бы, действие исполнено, и на этом все. Но есть еще 4-й шаг. И он в чем-то ключевой.

4. Оценка результата. После совершения действия происходит сличение полученного результата с тем образцом, который заложен в психике как правильный. То есть, на каждое действие у нас априори есть идея, каким оно должно получиться.

Самое интересное происходит после того, как действие исполнено, – реальный результат сопоставляется с идеальным (напоминаю, это все бессознательно). И выявляется, насколько сильно расхождение. Если оно небольшое, дается положительная эмоция, мы чувствуем, что молодцы, и все круто. А если большое, то, наоборот, испытываем фрустрацию и разочарование.

Первые 3 шага образуют первую характеристику темперамента – общая активность. Это то, что связано с осуществлением контакта со средой. А 4-й шаг – характеристику эмоциональности. Это то, как мы обрабатываем полученный результат.

В эмоциональности заложены главные мины. Допустим, по факту сличения результатов обнаружился косяк. Психика сангвиника обойдется с этим примерно так:

«Тэк-с, косяк вышел... Грустно, конечно. Но позвольте, а что у нас там с образцом? Не слишком ли он идеальный? Может, пора его подкорректировать поближе к реальности? Ну-ка мозг, давай перезапишем. Пусть будет теперь новая модель, более достоверная. Вот, уже и не грустно, а прикольно. Мы сделали что-то новое!».

А психика меланхолика так:

«Все пропало, шеф, все пропало. Я худший урод из всех уродов. Ничего не могу сделать нормально. Ну, посмотрите, как ужасно получилось. Что теперь делать? Как все исправить? Это непоправимо, я козел. Выписываю себе в наказание порцию депрессивных переживаний и суицидальных мыслей».

Людям с высокой эмоциональностью жизнь дается в разы сложнее. Ведь эта характеристика – наследственно обусловленная. Она заданная. Такой человек не может просто «взять и расслабиться», «забить на все», как ему бодро советуют счастливчики с низкой эмоциональностью.

О подобных своих особенностях знать крайне важно. Высокую эмоциональность нельзя изменить взмахом волшебной палочки, но с ней можно научиться работать. Это не катастрофа, а вариант нормы

Главная фишка в том, чтобы перестать себя бесконечно сравнивать. Можно посмотреть на это так: другие не круче тебя делают, а меньше тебя переживают.

Темперамент проявляется уже в детстве
Темперамент проявляется уже в детстве

Итак, по теории В.М. Русалова получаются следующие типы темпераментов:

Сангвиник – высокая активность, низкая эмоциональность
Холерик – высокая активность, высокая эмоциональность
Флегматик – низкая активность, низкая эмоциональность
Меланхолик – низкая активность, высокая эмоциональность

Среди реальных людей чистые типы встречаются редко. Это было известно давно, но В.М. Русалов объяснил, почему. Он обнаружил, что один и тот же человек может проявлять разный темперамент в разных сферах деятельности.

В.М. Русалов выделил 3 таких сферы: моторную (двигательную), интеллектуальную и коммуникативную. То есть, можно быть холериком в общении и меланхоликом в плане физической активности.

Методика В.М. Русалова обсчитывает свойства темперамента в разных вариантах. Общая активность включает в себя 3 свойства – эргичность, пластичность и скорость, в соответствии с описанными выше этапами поведенческого акта.

Это позволяет изучить свой темперамент с разных сторон и увидеть, в каких сферах и какие свойства у Вас на высоте. С практической точки зрения знать свой темперамент очень важно. Это поможет Вам понять собственный темп и границы изменений. Узнать, на какие качества Вы можете опираться, откуда брать ресурс. В каком месте нужно быть особенно бережным к себе.