Найти в Дзене
Вектор истории

9. Русский мир и его трудовые корни нравственности

Культуру творят люди. Принцип "скажи кто твой друг и я скажу, кто ты" в полной мере распространяется и на культуру, то есть — скажи, кто создавал культуру и уже можно сказать какова она.

Есть такая детская школьная песенка, слова точно не помню, примерно так: из чего же, из чего же сделаны мальчишки? Из батареек, хлопушек, линеек! Из чего же из чего же сделаны наши девчонки? Из звоночков, цветочков, улыбок... А из чего же сделан русский человек? Чтобы понять это, необходимо заглянуть на тысячи лет назад. Из самой седой древности к нам пришли сказания о Микуле Селяниновиче. Все люди на Руси знали, что биться с ним нельзя, так как род его любит сама земля и обязательно агрессор будет наказан. В его образе представал сам русский народ, ибо только Микула мог поднять те "перемётные" сумки в которых находилась "земная тяга". Былину эту я думаю все знают и помнят, что сила и мощь его так велика, что он побеждает все тёмные силы колдовства

Микула Селянинович. Н.К. Рерих
Микула Селянинович. Н.К. Рерих

В семьях простых тружеников рождаются главные и самые любимые в народе русские богатыри — Илья Муромец и Никита Кожемяка. Трудятся они добросовестно, с полной отдачей от зари до зари, не покладая рук

Никита Кожемяка
Никита Кожемяка

Сознание народа выраженное в песнях, былинах, сказках, пословицах, поговорках. В них он видит труд, как основной смыл жизни. Занятие полезным трудом это глубоко нравственное деяние, а рабочий человек всегда был для народа главным действующим лицом государства. О том, что человек рождён для труда говорят многочисленные пословицы, которые появились у наших предков ещё в седой древности. Вот эти россыпи самоцветов устного народного творчества:

-4

Нашим предкам, у которых основным занятием было земледелие, досталась дикая, поросшая вековыми лесами земля. Поэтому можно было вести земледелие только огненно-подсечное, а это значит, что перед тем, как сеять нужно было сделать огромный и трудоёмкий объём работы: рубить лес, корчевать пни, все это жечь, затем ровнять эту площадку, и только тогда пахать и сеять. И так продолжалось не одну сотню лет, потому этапы такого труда отобразились ещё в древнем языческом календаре: январь назывался сечень, в этот месяц секли — рубили деревья; март — березозоль (березень),жгли эти деревья в золу; август — серпень, от серпа или жнивень, и то и другое означало уборку урожая. Эти названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языках. Такое земледелие отразилось и в былинах

-5

Труд в таких условиях можно при ровнять к подвигу, нужно было напрячь все силы и во что бы то ни стало эту работу выполнить, в противном случае голодный год, который мог закончиться смертью всего рода. Поэтому отмечаем первое качество восточных славян и русских людей в частности — это трудолюбие. Способность русского человека на трудовой подвиг проявилась в XX веке, когда над СССР нависла смертельная угроза с Запада и срочно нужно было провести модернизацию страны. Это выразил Сталин, который по моему в 1928 году сказал, что Запад опережает нас на 100 - 150 лет, если мы этот отрезок не пробежим за 10 лет, нас сомнут. Никто народ не заставлял, страна была охвачена трудовым энтузиазмом, и уже к 40-му году СССР превратился в передовую мощную индустриальную державу. Это и спасло народы Советского Союза, когда Западная Европа, объединённая под знамёнами нацистской Германии в 1941 году, двинулась нас уничтожать. По плану "Ост" они собирались из 200 миллионов наших соотечественников оставить 30 в качестве рабов. От Сталина трудно было получить похвалу, но 24 мая 1945 года на кремлёвском приёме он произнёс тост за русский народ, по достоинству оценив, как трудовой, так и военный его подвиг

Фронт и тыл в едином стремлении к победе. На трудовом фронте дети и женщины заменили своих отцов и мужей, которые пошли сражаться с захватчиками на фронтах
Фронт и тыл в едином стремлении к победе. На трудовом фронте дети и женщины заменили своих отцов и мужей, которые пошли сражаться с захватчиками на фронтах

На Восточно-Европейской равнине природные условия своеобразные: короткое лето, когда нужно было очень быстро собраться, напрячь все силы и провести весь цикл полевых работ. И длинные осень, зима с частью весны, когда крестьянин оставался без дела. Это выработало ещё одну черту характера русского человека, которую подметил, по моему Бисмарк (он с добрый десяток лет был дипломатом в Российской империи). Он выразил её в крылатой фразе — "Русские долго запрягают, но потом быстро везут". Это означает, что русские могут долго раскачиваться, но коль припечет, то очень быстро и слаженно, с напором, как работают, так и воюют.

В суровых условиях жизни, в каковой жили восточные славяне, большое значение имело передача трудового и жизненного опыта. Поэтому умелый и трудолюбивый человек всегда был в почёте, он был уважаем в роду, с него брали пример, ему подражали. Ещё одно качество русских — почитание предков и традиций, благоговейное отношение к "старине". Наивысшей похвалой крестьянину было, когда про него говорили "Человек старинного закала". А если человек сделал что-то хорошее и полезное, то до сих пор говорят "Тряхнул стариной" или "сединой", что однозначно. Только вдумайтесь в эти пословицы:

-7

Каждый из нас может ещё не одну подобную пословицу добавить.

Почему ещё так уважалась "старина"? Дело в том, что она ассоциировалась с мастерством. Только к зрелому возрасту труженик в своём деле достигал мастерства. Такие люди всегда были в почёте, иногда память о них, с их приёмами мастерства, передавалась из поколения в поколение. О том, что на Руси мастера были, скажем так — на мировом уровне, рассказывает нам Теофил из Падеборна в своём труде "Записки о различных искусствах" (XI в.). На почётное место высокого мастерства в различных видах искусств он ставит и Русь. Мастера обычно подписывали свои шедевры

Резчик по камню из Любеча вырезал для своей дочурки миниатюрное пряслице и умудрился написать на нём целое предложение: "Иванко тебе создал это едина дща"
Резчик по камню из Любеча вырезал для своей дочурки миниатюрное пряслице и умудрился написать на нём целое предложение: "Иванко тебе создал это едина дща"

Особое мастерство и сноровка нужна была также и в сельском хозяйстве. Быстро убрать поле, завязать в нужном месте сноп и уложить их только так, как надо и никак иначе

-9

Кто хоть раз в жизни косил траву с опытным косарем, тот поймёт, что это тоже искусство, которое далеко не каждый может постичь. Крестьянину необходимо было также держать в идеальном порядке орудия труда. Если, допустим, неумело отобьёшь косу, то и не сможешь ею как надо косить. Про мастеров тоже сложено немало пословиц:

-10

Одна из важнейших особенностей сложившихся у восточных славян — это как можно быстрее и качественнее передать знания и умения подрастающим поколениям. Имело большое значение, кто будет с тобой рядом работать или воевать — опытный, умелый и знающий, или неумёха. А ведь от этого очень часто зависела жизнь!

-11

Обучение начиналось с раннего детства в семье, а дальше в роду и общине. Мальчик всегда держался отца и старался вникать во все тонкости его трудовой деятельности, что ему было не понятно он спрашивал, отец всегда терпеливо объяснял. Соответственно девочка была рядом с мамой и постигала все премудрости домашнего хозяйства. Если в семье не было мальчиков, а одни девочки, то девочку моложе 14 лет садили на лошадь, которая волокла борону, и она ею управляла. Девочки постарше делали более сложную работу. Особой школой обучения в роду или общине были общественные работы-помочи: это когда кому-то из общинников нужно было поставить избу или клеть, убрать поле или выкосить сено, потому, что, например, хозяин заболел, а то и ранен; или благоустроить поселение, например — обнести его "тыном". В такой общественной работе каждый старался показать всё на что он способен, а как же, ведь на тебя смотрят все люди! Тут же все охотно делились своими "наработками". Был здоровый дух соревнования

Работы-помочи. Строительство  избы "всем миром"
Работы-помочи. Строительство избы "всем миром"

Во время таких работ лучшие и умелые работники получали одобрение и уважительное отношение от людей. И наоборот, "сони", лентяи и тем более выпивохи осуждались. Этот эмоциональный урок, в первую очередь, очень хорошо воздействовал на подрастающее поколение. Фактически, что на селе, что в городе, обучение подрастающего поколения было, что называется, поставлено на поток, с раннего детства и до зрелых годов. По этому поводу есть очень меткая поговорка — "Век живи — век трудись, а трудясь — век учись".

Без всякого преувеличения можно сказать, что русский мир сформировался на основе общинности. Благодаря общине, где "Один за всех — все за одного" ему и удалось выжить. Миклашевский, видный исследователь русской общины писал про неё так:

-13

Вся жизнь русского человека проходила в общине и с общиной — миром. Термин "община" пришел позже, русские крестьяне употребляли термин "мир". Что интересно, слово "мир" у восточных славян, как у белорусов с украинцами, так и русских, имеет два значения — как община и как время без войны, то есть — наивысшее благо. Видно в древности они ассоциировались. Это также отобразилось в фольклоре и устном народном творчестве, и в частности в пословицах, причём мир-общину люди рассматривали в самых разных аспектах:

-14

Недаром самым суровым наказанием в те времена было изгнание из мира-общины. Такая категория людей фигурирует даже в "Русской правде" под названием "изгои". Они находились на низшей ступени социальной лестницы, так как лишившись поддержки общины изгой как правило, был лёгкой добычей работорговцев.

Огромная и дикая территория, которая досталась восточным славянам не давала ни малейшего шанса одиночке выжить. Населённые пункты — деревни и сёла лежали друг от друга на большом расстоянии. А волостные городки или селища с погостами, где были представители княжеской власти, могли быть и вообще в сотнях километров (не даром же появилась такая поговорка "До бога высоко, а до князя далеко"). Приходилось организовывать жизнь самостоятельно. Если выражаться современным языком — она была основана на демократических принципах. Высшим органом считался сход, на котором обсуждались самые насущные вопросы и принимались решения: на нём путём голосования (именно голосом определялось кого больше) выбирался староста, десятники и сотник на определённый срок. Решение схода было законом для всех. Уже позже некоторых иностранцев, которым удалось побывать на таких общинных сходках поражали независимый характер выступлений, гласность и настоящий демократизм

Мир-община, братчина, артель. Русские всегда объединялись в коллективы
Мир-община, братчина, артель. Русские всегда объединялись в коллективы

В старосты выбирался самый уважаемый человек, который заслуживал доверия односельчан, потому что его указания, особенно в ситуации форс-мажора должны были выполняться беспрекословно. Про голову-старосту тоже складывались поговорки типа: "Сноп без перевязи — солома". На сходах также, по мере необходимости, выбирали и ходатаев по общественным делам, их называли мироедами: то есть, пока они где то ходят, их семью обеспечивают. По этому поводу также есть поговорка: "Мироед — каштан, а и без него не проживёшь".

За многие столетия организация самоуправления восточнославянского и, как производное — русского мира стала их национальной чертой с которой приходилось считаться как властям, так и отдельным феодалам. С общинной традицией русского человека ничего не могла поделать даже христианская церковь. Именно так, ведь христианская религия насквозь пронизана индивидуализмом. В ней главный лейтмотив — спасти СВОЮ душу. Поэтому у них постоянно котируется уход от людей, вслед за Иисусом Христом, в пустыню (они даже таким термином называли наши дремучие леса). Кто поддался окончательному влиянию христианства, так это люди Запада, в первую очередь германцы и англосаксы. С уверенностью можно сказать, что человек западного типа — это конченый индивидуалист с преобладающим над всеми "Эго". Поэтому если у кого-то из них в жизни случается жизненная катастрофа, для них жизнь кончается (вспомните, как в 1928 году в США начался кризис и многие "синие воротнички" разорившись начали массово выпрыгивать из небоскрёбов кончая собой). Русский человек в худшем случае напьётся до чёртиков, но он на генетическом уровне знает, что народ не даст ему умереть с голоду, что на этом жизнь его не кончается. Почему так охотно государства, начиная ещё с языческого Рима, брали себе на вооружение христианство, как идеологию? Да потому что по сути оно проповедовало главный принцип эксплуататоров всех времён и народов — "Разделяй и властвуй". Даже византийское православие шло по этому пути. Только с русским человеком они не могли ничего поделать. Вообще в древнерусских летописях нет-нет, да и проскользнёт обида монахов на то, что ремесленники и смерды (крестьяне) относятся к ним пренебрежительно, как к дармоедам и лодырям. А как же ещё можно было к ним относиться, если трудовому народу приходилось их содержать, а работа всех категорий зависимых крестьян на монастыри зачастую была тяжелее, чем у других феодалов

Чаепитие в Мытищах. В.Г. Перов
Чаепитие в Мытищах. В.Г. Перов

Неприязнь к церкви трудовой народ пронёс через века, и после 1917 года, когда не стало царских жандармов и войск, начал с остервенением крушить всё, что было связано с христианством, как идеологией царизма.

Таким образом, мы отметили ещё одну особенность русского человека — его коллективизм, как называли в старину — соборность. "Соборность" чисто русский термин, означающий духовное свободное объединение людей, жизнь в братстве и любви. Соборность у восточных славян сложилась ещё за много веков до принятия христианства, оно просто начало использовать это понятие. Духовным наполнением древнерусского человека было стремление к справедливости, и не столько материальное воздаяние, как понятие высшей справедливости — жить достойно и честно. Идеалом русского крестьянина, целью его жизни было: не гнаться за богатством, а прожить жизнь в труде, правде и достойно. Принцип был один — ты главное честно и добросовестно трудись и всё, что тебе нужно — будет. В сознании русского человека были чётко сформированы понятия, что такое совесть, правда и справедливость. Эти понятия также зафиксированы в фольклоре и устном народном творчестве. Многочисленные пословицы и поговорки на эту тему являются своеобразным моральным кодексом:

-17

Морально-нравственные идеалы единства, добра, справедливости и правды восточных славян, выношенные на протяжении многих веков, сформировали у них устойчивый характер нестяжательства. Суть его, как раз и заключается в преобладании духовно-нравственного начала над материальными интересами. Фактически нестяжательство было идеологией трудового народа Древней Руси, которое стало основанием нравственности русского народа. В дальнейшем, несмотря на то, что в силу исторических событий древнерусский народ распался на украинцев, белорусов и русских, они по своей сути не изменились. Даже, считай 300 лет ига польской шляхты над украинским и белорусским народами, не перековали их. Наоборот, они чётко отделяли себя от "жидов". Под этим термином они не только понимали еврейских ростовщиков, а всех жлобов и хапуг, какой бы национальности они ни были. Когда пройдут столетия и все народы будут объединены Советским Союзом, главной идеологией станет интернационализм. Его можно выразить примерно такими пословицами и поговорками, которые сложили ещё наши далёкие предки:

-18

Примечательную историю описал А.И. Герцен в своей книге "Былое и думы". Когда он ехал в ссылку, то в одной из глухих деревень трактира не было, он поел у крестьянина где стал на ночь. Утром, когда он собрался уезжать, крестьянин запросил 5 копеек. Самой мелкой монетой у Герцена оказался двугривенный, он протянул его крестьянину. Тот наотрез отказался принимать, так как сумма значительно превышала необходимую, и если он возьмёт такие большие деньги, то это будет неправедно. И это было нормой на Руси.

Среди простого трудового народа бытовали истины идейно-нравственного содержания, которые заключались в том, что не богатство и комфорт являются смыслом жизни, а постижение сущности самого бытия, которое в конечном итоге заключается в красоте и гармонии материи. В этом и заключается нравственность высокого порядка.

Продолжение следует. Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы: "История России через призму исторического метода"

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал