Железнодорожный вокзал «Ташкент-пассажирский» в народе его называют "Северным", правда название это появилось лишь после постройки Южного вокзала в 1985 году (реконструирован в 2018 г.), ранее в Ташкенте вокзал был один единственный.
Первый в Ташкенте железнодорожный вокзал и вся инфраструктура были построены в 1899-1901 годы.
1902 году в Андижане произошло катастрофическое землетрясение , толчки дошли и до Ташкента, первое здание вокзала было значительно повреждено.
В 1905 году создано более монументальное здание по проекту архитектора. Георгия Сваричевского.
Фасад здания был разделен на три части, высокая центральная часть перекрыта куполом, кровля которого имитировала черепицу. Своеобразие зданию придавали широкие полукруглые окна. Над центр. подъездом были большие часы.
Первая линия железной дороги соединила Ташкент с Красноводском (сейчас - Туркменистан) 1 мая 1899 года.
1 января 1906 года была открыта железнодорожная линия Ташкент - Оренбург, которая соединила Ташкент не только с Россией, но и со странами Европы.
Станция "Ташкент" - станция 1 класса, была расположена на окраине города, на так называемом "Военном поле", рядом с каналом Салар.
Для сообщения с городом служили 3 широких шоссированных улицы: Госпитальная, Духовская и Куйлюкский проспект.
Все они существуют и по сей день, правда уже под другими названиями.
На станционной площади, в части ближайшей к городу, была воздвигнута красивейшей архитектуры церковь, называлась она Благовещенская (в народе "Железнодорожная"), вмещала до 500 человек
Церковь была сооружена для духовных нужд большинства служащих и рабочих станции "Ташкент".
Построена церковь на добровольные пожертвования по ходатайству Александра Ивановича Урсати — инженера путей сообщения; начальника работ ж/д линий Оренбург-Ташкентской железной дороги. Архитектором проекта был также Георгий Сваричевский.
Церковь снесли в 1920-е годы. В разгар борьбы с религией в СССР.
В 1907 г. При станции действовали главные мастерские (540 рабочих), депо, обширный материальный склад, нефтехранилище, приёмный покой на 10 кроватей, столовая для железнодорожных служащих, чайная, общественная библиотека при железнодорожных мастерских.
Редкий случай, когда старинное промышленное здание сохранилось до наших дней на закрытой территории предприятия.
Также для работников станции были построены жилые дома, расположены они были в три группы.
Первая группа, в начале станции, предназначена для врачебной службы и низших агентов службы движения и тракции; вторая группа у оси станции по обоим её сторонам с помещениями для высших и средних служащих службы движения, телеграфа и тракции; третью группу составляли дома в конце станционной площади, предназначенные для прочих средних служащих.
Водонапорная башня станции Ташкент-Пассажирский (Северный Вокзал). Слева - на берегу Салара трущобы австрийских военнопленных.
Башня простояла более сотни лет, город менялся, расширялись дороги, строились новые жилые кварталы, несколько раз обновлялся вокзал, но башня неизменно стояла на своем месте, разве что периодически блестела от новой краски, казалось, простоит еще столько же, но, увы. Башню снесли в 2017 году.
Вокзал после революции.
Перрон Ташкентского вокзала. 23 августа 1920 г.
Встреча командующего Туркестанским фронтом Григория Яковлевича Сокольникова.
Г. Я. Сокольников прибыл в Туркестан 23 августа 1920 г. в качестве Председателя Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК и Председателя Туркбюро ЦК РКП(б). С 10 сентября 1920 г. он также занимал пост Командующего Туркестанским фронтом. Таким образом, в его руках концентрировалась вся полнота власти в этом регионе».
Немногие знают, что первый памятник В.И. Ленину в Узбекистане был установлен рядом с вокзалом.
Это был первый оригинальный памятник Владимиру Ильичу в Ташкенте и во всем Узбекистане, он был торжественно открыт 7 ноября 1924 года на территории Главных Среднеазиатских железнодорожных мастерских, создан памятник, самими рабочими и на свои собственные средства.
На конкурс монумента Ильичу было представлено много проектов, но самым удачным оказался проект начальника кузнечного цеха Резуненко. Вместе с художником Харламовым он предложил для скульптуры Ильича смелую, соответствующую духу революционного времени, форму пьедестала, состоящую из крупных деталей паровоза.
По замыслу создателей памятника в честь "первого машиниста социалистической революции" различные детали имели определенный смысл.
Пять рычагов от паровоза символизировали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма.
Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, символизирующими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Основой этой своеобразной пирамиды из металла служили пять пар колес, расположенных квадратом. На вершине пьедестала был установлен шар - символ земли.
Интересный момент - на старом фото в оформлении памятника видна грубая орфографическая ошибка, очевидно, что создатели памятника очень торопились, скорее всего, ошибку позже была исправили, но фотограф успел это запечатлеть этот момент.
Что стало с памятником в наши дни?
К сожалению, как мы видим на современных фото, сам памятник Ленину на постаменте не сохранился, но обновленный постамент стоит до сих пор на территории тепловозного депо в Ташкенте.
В настоящий момент этот исторический монумент находится на территории тепловозного депо на Северном вокзале Ташкента.
Конец первой части.
Спасибо, что читаете!
Поддержите нас лайком и подписывайтесь на эксклюзивные публикации о Ташкенте.
Мы в Facebook
Мы в Instagram
Мы в Telegram
Мы в Tik-tok
Внимание! Перепечатка публикаций (текст + фото) на других страницах Yandex-Дзен запрещена.
Tashkent Retrospective ©