В Уфе запущено крупное производство деталей и узлов вертолетных двигателей
17 июля Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) открыла в столице Башкортостана на базе «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) крупнейший в стране центр по производству узлов вертолетных двигателей
Центр двойного назначения
Проектная мощность — до 350 моторокомплектов в год. Центр, включающий четыре производственных участка, укомплектован тремя сотнями единиц современного оборудования. В России это первое профильное производство такого масштаба, в его создание инвестировано 8,7 млрд рублей.
Новая промышленная площадка ориентирована на выпуск узлов серийных и перспективных вертолетных двигателей в классе мощности до 5 тысяч лошадиных сил — ВК-2500, ТВ3–117, ВК-650В, ВК-1600В для гражданских и боевых вертолетов, в том числе машин самой массовой в мире серии Ми-8/17, ударных Ми-28 и Ка-52, а также многоцелевых Ка-226Т и Ка-62.
— Это современный высокотехнологичный центр, который создан в рамках программы импортозамещения и расширения серийного производства вертолетных двигателей на территории России. Здесь установлено новейшее оборудование, внедрены современные производственные технологии, которые сокращают трудозатраты на 25% и повышают производительность труда, — заявил первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.
Центр укомплектован станками с числовым программным управлением, высокотехнологичными обрабатывающими центрами и уникальным оборудованием для сварки и пайки, установлены роботизированные комплексы для сварки деталей и узлов в контролируемой атмосфере, уникальная контрольно-испытательная установка для определения расходных характеристик двигателей, созданная специалистами ОДК-УМПО, и другие машины. В центре также внедрены цифровые технологии для ведения электронного документооборота, автоматизации склада, мониторинга оборудования.
— На новой производственной площадке установлено 310 единиц новейшего оборудования. Уже в следующем году мы планируем выйти на проектную мощность. Центр также располагает необходимыми мощностями для участия в проектах международной кооперации — как по разработке двигателей, так и по совместному изготовлению компонентов, — отметил генеральный директор ОДК Александр Артюхов.
Сейчас в центре работают 350 человек, в перспективе персонал будет увеличен вдвое. Сейчас идет набор и обучение сотрудников.
ОДК-УМПО сегодня
Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В настоящее время в ОДК-УМПО работают более 24 000 человек (включая филиалы — Опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки в Москве и Лыткаринский машиностроительный завод в Подмосковье).
На базе предприятия создан центр технологической компетенции алюминиевого и титанового литья (ЦТК АТ), предназначенный для обеспечения литыми заготовками всех предприятий, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию. При выходе на проектную мощность здесь будет производиться не менее 375 тонн алюминиевого литья и 105 тонн титанового литья в год.
В структуру ОДК-УМПО входит опытно-конструкторское бюро «Мотор». Его конструкторы используют в своей работе передовые программные продукты мирового уровня: Siemens NX для трехмерного моделирования и ANSYS для инженерных расчетов. Здесь — один из самых мощных расчетных кластеров для проведения инженерного анализа в Республике Башкортостан.
Изготовленные в механосборочных цехах комплекты деталей и готовые узлы авиационного двигателя поступают в сборочный цех. Каждое изделие собирается вручную с применением специальной технологической оснастки и нестандартного оборудования — от мелких узлов к крупным и затем в единое целое. В цехе трудятся слесари-сборщики высочайшей квалификации.
После сборки двигатель отправляется на испытания. Они проводятся на специализированных стендах, оснащенных современными автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). В режиме реального времени система измеряет необходимые параметры газотурбинного двигателя и обрабатывает результаты. Данные обо всех испытаниях хранятся в компьютерной базе, что позволяет оперативно анализировать состояние дел на производстве и в эксплуатирующих организациях.
В 2006 году ОДК-УМПО и Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) учредили Научно-производственную ассоциацию «Технопарк авиационных технологий», где отрабатываются результаты совместных научно-исследовательских работ. Специалисты Технопарка АТ доводят их до опытно-промышленных технологий с целью скорейшего внедрения в серийное производство в ОДК-УМПО. В работу вовлечены студенты, аспиранты, преподаватели УГАТУ.
На базе ОДК-УМПО создается Центр профессионального образования авиационного кластера Ростеха — отдельное здание площадью 14,5 тысячи квадратных метров, где разместятся 150 единиц учебного оборудования. Ежегодно здесь планируется готовить порядка 2 тысяч специалистов не только для ОДК-УМПО, но и для всех предприятий ГК «Ростех», расположенных в Башкортостане.
Экскурсия в прошлое
В день открытия нового производственно-технологического центра «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» отметило 95 лет с момента основания. Предприятие является одним из первенцев авиационного моторостроения. Начав свой славный путь еще в Рыбинске в 1925 году, уже в середине 30-х годов прошлого века молодой моторостроительный завод стал самым крупным предприятием данного типа. В начале Великой Отечественной войны Рыбинский завод № 26 был эвакуирован в Уфу, объединен с другими эвакуированными предприятиями на базе уфимского завода-дублера. Во время войны почти на каждом третьем боевом самолете СССР стоял уфимский двигатель.
За более чем 95-летнюю историю объединения сложились его трудовые традиции, предприятие выпустило огромное количество двигателей для самолетов, ракет, узлов для вертолетов, ряд наименований гражданской продукции и товаров народного потребления.
В целях обобщения и закрепления славных традиций предприятия, сбора и сохранения документов и материалов по его истории, а также для воспитания коллектива молодых рабочих, инженерно-технических работников и служащих 20 июля 1961 года создан музей истории завода.
За годы работы музея в нем побывало около 200 тысяч человек. Основные посетители — это вновь принятые работники завода, школьники, студенты, гости из других городов и стран, ветераны объединения. В настоящее время в год проводится около 400 экскурсий, которые организуются по предварительным заявкам.
Текст: Светлана Мирсаева
Фото: пресс-служба ОДК-УМПО; Максим Чегодаев (Штурм)
Читайте также:
- В Венгрии начнётся производство Ил-103
- «Бассейн» длиной более 70 м для МС-21-300
- Старый-новый флагман
- АН-2? АН НЕТ!