Найти тему

​Двигатель прогресса

Оглавление

​В Уфе запущено крупное производство деталей и узлов вертолетных двигателей

Вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7–117
Вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7–117

17 июля Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) открыла в столице Башкортостана на базе «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) крупнейший в стране центр по производству узлов вертолетных двигателей

В честь открытия производственно-­технологического центра сделана Почетная запись. На переднем плане слева направо: управляющий директор ОДК-УМПО Е. А. Семивеличенко и первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» В. В. Артяков
В честь открытия производственно-­технологического центра сделана Почетная запись. На переднем плане слева направо: управляющий директор ОДК-УМПО Е. А. Семивеличенко и первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» В. В. Артяков

​​​Центр двой­ного назначения

Проектная мощность — ​до 350 моторокомплектов в год. Центр, включающий четыре производственных участка, укомплектован тремя сотнями единиц современного оборудования. В России это первое профильное производство такого масштаба, в его создание инвестировано 8,7 млрд руб­лей.

-3

Новая промышленная площадка ориентирована на выпуск узлов серийных и перспективных вертолетных двигателей в классе мощности до 5 тысяч лошадиных сил — ​ВК-2500, ТВ3–117, ВК-650В, ВК-1600В для гражданских и боевых вертолетов, в том числе машин самой массовой в мире серии Ми-8/17, ударных Ми-28 и Ка-52, а также многоцелевых Ка-226Т и Ка-62.

-4

​— Это современный высокотехнологичный центр, который создан в рамках программы импортозамещения и расширения серийного производства вертолетных двигателей на территории России. Здесь установлено новейшее оборудование, внедрены современные производственные технологии, которые сокращают трудозатраты на 25% и повышают производительность труда, — ​заявил первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.

​В. В. Артяков, Е. А. Семивеличенко, Глава Республики Башкортостан Р. Ф. Хабиров, индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех А. Э. Сердюков и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» А. И. Богинский на открытии производственно-­технологического центра
​В. В. Артяков, Е. А. Семивеличенко, Глава Республики Башкортостан Р. Ф. Хабиров, индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех А. Э. Сердюков и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» А. И. Богинский на открытии производственно-­технологического центра
-6

Центр укомплектован станками с числовым программным управлением, высокотехнологичными обрабатывающими центрами и уникальным оборудованием для сварки и пайки, установлены роботизированные комплексы для сварки деталей и узлов в контролируемой атмосфере, уникальная контрольно-­испытательная установка для определения расходных характеристик двигателей, созданная специалистами ОДК-УМПО, и другие машины. В центре также внедрены цифровые технологии для ведения электронного документооборота, автоматизации склада, мониторинга оборудования.

-7

— На новой производственной площадке установлено 310 единиц новейшего оборудования. Уже в следующем году мы планируем выйти на проектную мощность. Центр также располагает необходимыми мощностями для участия в проектах международной кооперации — ​как по разработке двигателей, так и по совместному изготовлению компонентов, — ​отметил генеральный директор ОДК Александр Артюхов.

Сейчас в центре работают 350 человек, в перспективе персонал будет увеличен вдвое. Сейчас идет набор и обучение сотрудников.

-8

ОДК-УМПО сегодня

​Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В настоящее время в ОДК-УМПО работают более 24 000 человек (включая филиалы — ​Опытно-­конструкторское бюро им. А. Люльки в Москве и Лыткаринский машиностроительный завод в Подмосковье).

-9

На базе предприятия создан центр технологической компетенции алюминиевого и титанового литья (ЦТК АТ), предназначенный для обеспечения литыми заготовками всех предприятий, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию. При выходе на проектную мощность здесь будет производиться не менее 375 тонн алюминиевого литья и 105 тонн титанового литья в год.

-10

В структуру ОДК-УМПО входит опытно-­конструкторское бюро «Мотор». Его конструкторы используют в своей работе передовые программные продукты мирового уровня: Siemens NX для трехмерного моделирования и ANSYS для инженерных расчетов. Здесь — ​один из самых мощных расчетных кластеров для проведения инженерного анализа в Республике Башкортостан.

Изготовленные в механосборочных цехах комплекты деталей и готовые узлы авиационного двигателя поступают в сборочный цех. Каждое изделие собирается вручную с применением специальной технологической оснастки и нестандартного оборудования — ​от мелких узлов к крупным и затем в единое целое. В цехе трудятся слесари-­сборщики высочайшей квалификации.

После сборки двигатель отправляется на испытания. Они проводятся на специализированных стендах, оснащенных современными автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). В режиме реального времени система измеряет необходимые параметры газотурбинного двигателя и обрабатывает результаты. Данные обо всех испытаниях хранятся в компьютерной базе, что позволяет оперативно анализировать состояние дел на производстве и в эксплуатирующих организациях.

В 2006 году ОДК-УМПО и Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) учредили Научно-­производственную ассоциацию «Технопарк авиационных технологий», где отрабатываются результаты совместных научно-­исследовательских работ. Специалисты Технопарка АТ доводят их до опытно-­промышленных технологий с целью скорейшего внедрения в серийное производство в ОДК-УМПО. В работу вовлечены студенты, аспиранты, преподаватели УГАТУ.

На базе ОДК-УМПО создается Центр профессионального образования авиационного кластера Ростеха — ​отдельное здание площадью 14,5 тысячи квадратных метров, где разместятся 150 единиц учебного оборудования. Ежегодно здесь планируется готовить порядка 2 тысяч специалистов не только для ОДК-УМПО, но и для всех предприятий ГК «Ростех», расположенных в Башкортостане.

​Самолет Су-27 установлен у отдела кадров ОДК-УМПО в честь 75-летия предприятия в 2000 г.
​Самолет Су-27 установлен у отдела кадров ОДК-УМПО в честь 75-летия предприятия в 2000 г.

Экскурсия в прошлое

​В день открытия нового производственно-­технологического центра «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» отметило 95 лет с момента основания. Предприятие является одним из первенцев авиационного моторостроения. Начав свой славный путь еще в Рыбинске в 1925 году, уже в середине 30-х годов прошлого века молодой моторостроительный завод стал самым крупным предприятием данного типа. В начале Великой Отечественной вой­ны Рыбинский завод № 26 был эвакуирован в Уфу, объединен с другими эвакуированными предприятиями на базе уфимского завода-­дублера. Во время вой­ны почти на каждом третьем боевом самолете СССР стоял уфимский двигатель.

-12

За более чем 95-летнюю историю объединения сложились его трудовые традиции, предприятие выпустило огромное количество двигателей для самолетов, ракет, узлов для вертолетов, ряд наименований гражданской продукции и товаров народного потребления.

-13

В целях обобщения и закрепления славных традиций предприятия, сбора и сохранения документов и материалов по его истории, а также для воспитания коллектива молодых рабочих, инженерно-­технических работников и служащих 20 июля 1961 года создан музей истории завода.

-14

​За годы работы музея в нем побывало около 200 тысяч человек. Основные посетители — ​это вновь принятые работники завода, школьники, студенты, гости из других городов и стран, ветераны объединения. В настоящее время в год проводится около 400 экскурсий, которые организуются по предварительным заявкам.

​В музее истории ОДК-УМПО
​В музее истории ОДК-УМПО
​Скульптурная композиция «Машина времени» в Уфе. В центре — ​один из самых массовых двигателей, выпускавшихся в ОДК-УМПО, Р-95Ш для самолетов Су-25
​Скульптурная композиция «Машина времени» в Уфе. В центре — ​один из самых массовых двигателей, выпускавшихся в ОДК-УМПО, Р-95Ш для самолетов Су-25

​Текст: Светлана Мирсаева
Фото: пресс-­служба ОДК-УМПО; Максим Чегодаев (Штурм)

Читайте также:

-17