Приезд новых роялей Bechstein в Малый зал и классы специального фортепиано Саратовской консерватории получил подробное освещение на нашем канале. СГК имени Л. В. Собинова приобрела в рамках реализации Национального проекта "Культура". Мы продолжаем серию материалов об инструментах и подробнее остановимся на новом кабинетном рояле Shigeru Kawai SK-2L, приобретённом тоже в рамках упомянутого проекта.
Их у консерватории 2. Один ещё ожидает распаковки, а второй летом был поставлен в кафедральный класс камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки (№62). На нём уже занимаются студенты и педагоги кафедры. Своими первыми впечатлениями от нового инструмента делится Ольга Михайловна Соломатина, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки; в числе её учеников лауреаты международных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Рузе, Краснодаре и других городах.
- Рояль KAWAI для нашей кафедры, на мой взгляд, самый удачный и удобный инструмент, потому что он очень чувствительный, мягкий и благородный по звучанию. У него великолепное тушэ. Вообще, фортепианный звук самый трудносоединимый для ансамбля. Особенно со скрипкой. Ансамбль фортепиано со скрипкой считается сложным. С духовым инструментом и с вокалом чуть проще. Поэтому, Kawai это хорошее подспорье в работе именно над тембровой совместимостью инструмента.
- Приведу такой пример. Когда я была на международном юношеском конкурсе имени Чайковского в Японии, нам давали репетировать в превосходно оснащённой музыкальной школе. И конечно, я поразилась, насколько всё было сделано со вниманием к детям. Они, между прочим, посещали тогда все концерты, все прослушивания. И вот там я обратила внимание, что в классах стояли Kawai. Если говорить о камерном инструментальном творчестве, конечно с этим инструментом оно прекрасно реализуемо.
- То, что в этом инструменте применяются углеродное волокно и полимеры - плюс для нашего климата. Кстати сказать, когда мы приехали в Японию, тоже был сентябрь и климат был похож на саратовский. Это было в городе Сендай, на берегу Тихого океана.
А Вы знали до выхода на работу, что на кафедру поставят такой инструмент?
- Нам сообщали. Даже фотографии присылали. Но когда мы вышли на работу и поиграли сами, это совсем другое. Я, например, просто счастлива. И думаю, педагоги нашей кафедры тоже рады, что к нам в кафедральный класс попал такой инструмент.
В камерном ансамбле, помимо вопроса совместимости тембров, важно нахождение баланса между инструментами. Я понимаю, что музыкант должен играть на любом инструменте - на том, какой есть, если мы вспомним слова великого пианиста Святослава Рихтера, сказанные им Бруно Монсенжону в фильме "Рихтер непокорённый". Но одно дело когда я изучал произведение дома на старом пианино и выходил в зал играть. А вот когда поступил в консерваторию и появилась возможность заниматься, скажем, в 44 классе, где YAMAHA стояла тогда - дело совершенно иное. К слову, и в нашем Большом зале тогда YAMAHA была (середина 2000-х годов). Используя кафедральный класс с "Ямахой" в качестве рабочего инструмента для отработки сочинений, выучивания отдельных моментов, я выходил в зал исполнять и эффект именно от игры произведения был однозначный - оно звучало лучше, чем если бы я готовился на старом не столь высококачественном инструменте.
- Знаете, что могу сказать. Мы не занимаемся чистым приспособлением к инструменту. Мы, всё-таки, делаем произведение так, как мы его слышим изнутри. И вот преимущество хорошего инструмента в классе в том, что мы можем при работе в условиях кабинета представить то, как произведение может звучать в сценическом варианте.
Беседовал и фотографировал Аслан Антонов. Выражаем благодарность фотографу Анастасии Беловой за помощь в подготовке снимков к публикации