Найти тему
Финтолк: читай и богатей

Вечнозолотая жидкость. Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью

В начале сентября нефть снова начала дешеветь. Где справедливость, почему вслед за сырьем не дешевеет бензин? На среднюю зарплату россиянина летом 2020 года можно было купить 924 литра АИ-95, говорится в рейтинге государственного агентства «РИА Сегодня». В среднем литр этого вида топлива стоит в нашей стране 46,4 рубля, если верить Росстату.

В России цены на бензин не зависят от цены на нефть, из которой его делают — потому что таков механизм их, цен, образования. Стоимость литра автомобильного топлива привязана к налогам и инфляции, а не стоимости барреля нефти. Система была создана после кризиса 2009 года, когда надо было спасать нефтяные компании и перерабатывающие заводы, а также — наладить бесперебойные поступления налогов в бюджет.

1. Высокие акцизы: государство берет своё

-2

Налоги на бензин — это акцизы, которыми облагается продажа топлива внутри России. При поставке топлива на экспорт акцизы не применяются.

Соответственно, нефтяным компаниям выгоднее продавать бензин за границу — прибыль выше. Сейчас акциз равен 12 752 рублям за тонну. В 2021 году он составит, согласно трехлетнему проекту бюджета, 13 262 рубля, в 2022 году — 13 793 рубля. Много это или мало? Посчитаем.

Российская нефть Urals сейчас стоит около 41 доллара за баррель. Из барреля нефти получается, при грубом подсчете, около 85 литров АИ-95. При нынешней стоимости доллара в 75,7 по курсу Центробанка, стоимость сырья в литре бензина составляет — 36,5 рублей. Плюс акциз 12,75 на литр. Итого 49,25 рублей за литр.

И это без расходов на нефтедобычу, транспортировку, переработку. Тонна бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (крупнейший в России агрегатор оптовых торгов товарами) сейчас стоит около 49 700 рублей. Тонна АИ-92 — 49 300 рублей. Итого — особо гигантской прибыли для нетеперерабатывающих компаний не заметно. Почему же они просто не взвинчивают цены — тупо для роста маржи?

2. «Инфляция минус»: буржуи, ФАС на вас

-3

Чтобы продавцы топлива не взвинчивали цены, существует механизм, привязавший десять лет назад стоимость бензина к инфляции. За исполнением правила «инфляция минус» следит Федеральная антимонопольная служба. Когда цена на заправках растет слишком быстро, специалисты ФАС приходят с проверкой.

А поскольку, если цена растет у одного продавца, она начинает расти и у другого (согласно неписанному закону рынка), ФАС может завести дело о ценовом сговоре. Буквально на днях ФАС объявила, что наказала две частные компании за то, что их сделки по продаже АИ-92 и АИ-95 «могли привести к росту средней оптовой цены на бирже». Нарушителям светят штрафы в миллионы/сотни миллионов рублей, в зависимости от размеров компании.

Кто не хочет штрафов — слушается антимонопольщиков и не повышает цены выше величины инфляции. Это позволяет президенту России регулярно спрашивать с правительства и ФАС за высокие цены на бензин и слышать в ответ: «Все под контролем».

3. Демпфер: налог на кризис

-4

Уже почти полтора года как между нефтяниками и правительством действует соглашение: заводы поставляют на российские заправки бензин и дизель, и за это получают льготы. Эти льготы называются финансовым демпфером.

Нефтяным компаниям бюджет обязан компенсировать 60% выпадающих доходов в случае, если общемировые оптовые цены на нефтепродукты обгоняют российские. Причем в качестве российских берутся не те цены, что есть вот прямо сейчас — а установленные специальным документом правительства в 2019 году.

Сейчас планка, при которой бюджет ничего не должен производителям бензина, составляет 58 960 рублей за тонну. Подсчитано, что благодаря разнице (сейчас цена тонны бензина, напомним, колеблется где-то в районе 49 500 рублей) нефтяники имеют право получить в виде компенсации около 120 млрд бюджетных рублей.

Итого

Около 55% цены бензина составляют налоги. Если нефть дорожает — нефтяники, производители бензина, получают компенсацию из бюджета. Если нефть дешевеет — нефтяники несут убытки, выгоду получают автозаправки. Цены на заправках фактически заморожены и растут только по позволению государства, вслед за официальной инфляцией и акцизом.

Финтолк - финансовые лайфхаки, ответы на сложные вопросы, эксперименты