Итак, мы в Юрмале. Говорят здесь почти все и всегда на русском, в отличие от Риги, где чаще слышится латышская речь. Наша квартира находится в районе Дубулты. Это уже не совсем центр, что хорошо, поскольку на удалении от тусовки, и, в то же время, далеко не окраина, что тоже хорошо. До моря – минут пять пешком по тихой зелёной улочке. У самого дома нашего – небольшой рыночек, говорят фермерский. Во всяком случае, всё вкусно.
Когда мы заказывали через интернет квартиру, было заявлено, что окна – с видом на реку. Это правда. Только есть одно «но». Между рекой и нашим домом – железнодорожная ветка, по которой из Риги ходят электрички в Тукумс и куда-то там ещё. Поэтому периодически слышны звуки проходящих электропоездов и стрекотание сигнала на железнодорожном переезде. Правда, электрички ходят не слишком часто и достаточно медленно на этом отрезке, а кроме них никакие поезда тут не проезжают. Поэтому особо они нас не напрягают своим шумом. Вся жизнь в Юрмале как раз и сосредоточена между морским берегом и этой железнодорожной веткой.
Глядя в окно на уходящую за железнодорожный переезд, куда-то в лес, дорогу, мы всё гадали, что же там за переездом. И через несколько дней решили отправиться туда на разведку. И совсем о том не пожалели. За переездом оказался прекрасный лес. В котором, к тому же, было полно черники. Не раз ещё за время нашего пребывания в Юрмале мы выбирались туда, чаще в вечернее время, на прогулки.
Пожалуй, главной достопримечательностью Дубулты можно назвать Дубултскую лютеранскую церковь, построенную немногим более века назад. Она заметно возвышается над всеми остальными постройками в районе, которые обычно не превышают пяти этажей, и издалека видна с трассы. В летний период, каждый воскресный вечер здесь, в рамках фестиваля Vox angelica, проходят концерты органной музыки. И надо сказать, очень неплохие концерты. Как таковой платы за вход на концерты нет, послушать музыку можно за символическое пожертвование.
Ещё одна достопримечательность района – железнодорожная станция Дубулты. Точнее, здание станции. Построенное в конце 1970-х годов, оно приятно удивляет своим оригинальным дизайном, с похожей на надутый парус крышей. Относительно недавно часть зала ожидания станции была переделана под выставочный зал современного искусства. Во время нашего пребывания в Юрмале там тоже проходила какая-то выставка. Разглядывая немногочисленные экспонаты современного искусства, не мог не вспомнить фразу из одной советской комедии: «Искусство всё ещё в большом долгу!» Впрочем, не будем столь критичны, ведь обидеть художника может каждый.
В каждом курортном городе есть такое место, обычно где-нибудь недалеко от центра или на набережной, если курорт приморский, куда, особенно ближе к вечеру, вываливает на прогулку большая часть отдыхающих. Традиция эта давняя. На отдыхе много свободного времени и чтобы разогнать вечернюю скуку люди придумывают себе развлечения. Сейчас, в эпоху интернета, даже на курорте у людей есть возможность убить свободное время, но всё же традиция жива и, к счастью, никакой технический прогресс её не погубил. В Юрмале таким местом для вечерних, да и не только, прогулок является улица Йомас, идущая от Дзинтари-парка до железнодорожной станции Майори. Улица очень милая. Атрибуты соответствующие: праздно шатающиеся курортники, кафешки-ресторанчики, магазинчики, сувенирные лавки с магнитиками, янтарём и прочим ассортиментом подобных торговых точек.
Дзинтари-парк, в который упирается улица Йомас, тоже относится к числу знаковых мест Юрмалы, где любят погулять как местные жители, так и гости города. Место и вправду очень приятное, с большим количеством детских площадок, дорожек для роликов и велосипедов, веревочными трассами и смотровой вышкой в 33,5 метра высоту, то есть, примерно c двенадцатиэтажный дом.
Когда-то на месте Юрмалы было несколько отдельных поселений: Майори, Дзитари, Дубулты, Слока и т.д., на территории которых в середине 19 века стали возникать курорты. В середине 20 века всё это слилось в один населённый пункт, с общим названием Юрмала и совершенно уникальным песчаным пляжем, протяженностью 26 километров. О старых составляющих нынешней Юрмалы напоминают современные названия районов города и названия железнодорожных станций.
Найденный на съемной квартире путеводитель утверждал, что на закате советской эпохи Юрмала была третьим по значимости советским курортом. Кто занимал две верхние строчки, не знаю, но рискну предположить, что Сочи и что-нибудь в Крыму.
В то же, позднесоветское, время Юрмала приобрела славу курорта с претензией на некую элитарность. Вроде бы и Союз, а в то же время – почти как на Западе. Прибалтика была чем-то вреде заграницы. К тому же в то время облюбовала её столичная музыкальная, преимущественно эстрадная и попсовая, тусовка. Облюбовала настолько сильно, что ещё до совсем недавнего времени в Юрмале проходили всякие соответствующие музыкальные и юмористические фестивали, а некоторые из ярких представителей всей этой компании обзавелись там недвижимостью и поэтому и сейчас оказываются там частыми гостями. Да и вообще привлекает чем-то Юрмала российских граждан, в том числе небедных и небезызвестных. У кого бизнес там свой, у кого – недвижимость, а кто и просто так заехал на несколько дней. Поэтому нет ничего удивительного, что во время очередной прогулки заметите вы, как мелькнёт вдруг в толпе отдыхающих знакомое лицо то композитора Игоря Николаева, то адвоката Михаила Барщевского, то историка моды Александра Васильева.
Юрмалу вполне можно назвать городом контрастов. Современные и стильные особняки, построенные в лучших традициях современной архитектуры, здесь запросто могут соседствовать с давно заброшенными и разрушающимися зданиями советских санаториев. Количество «Бентли» на душу населения, причём с латвийскими номерами (в то время как Латвия даже внешне оставляет впечатление самой бедной из Прибалтийских стран) здесь будет побольше, чем в Петербурге или Москве. Из-за руля такой «Бентли» вполне может выйти пенсионного возраста тётенька. Внешний вид у бентливодительницы – примерно как у продавщицы семечек на рынке. Картину элитных тачек и известных лиц несколько разбавляют попадающиеся временами маргинальные личности. Видок у ребят колоритный. Откровенно говоря, таких типажей, как в Латвии, я давно уже не встречал даже в России. К счастью, их весьма немного и общего, благостного, фона они не портят.
До поездки в Юрмалу я слышал о ней от людей, уже побывавших там, самые разные отзывы. Кто-то хвалил, кто-то был не в восторге. Если попытаться дать городу свою собственную оценку с претензией на нейтральность и «объективность», то получится нечто среднее между Евросоюзом, но на русском языке и без мигрантов с беженцами, и модным советским курортом (в хорошем смысле слова), с капиталистическими особенностями и расчетами в евро.
А если отказаться от сухого нейтралитета и попытаться передать то, что действительно легло на душу… Бывает так: представляешь ты в своём воображении какое-нибудь место, в котором ещё никогда раньше не был, а когда приезжаешь в него реальная картинка в той или иной степени совпадает или, наоборот, совершенно не совпадает с этим представлением. Что касается Юрмалы, то примерно такой я её себе и представлял. Точнее, именно такой. Удивительно, практически до деталей, совпало представление и реальность. И реальность этого милого и уютного городка настолько обаяла, что хочется сюда возвращаться ещё и ещё.
Фото: Владислав Галушко
Если понравилась эта статья, нажимайте "понравилось". Не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новые истории. Комментируйте, мне важно ваше мнение! Спасибо!
#путешествия #юрмала #латвия #дзинтари #дзинтари парк #дубулты #улица йомас