Автор: Алан Мур.
Рисунок: Дэйв Гиббонс
Биография Алана Мура - Здесь
Издатель в России: Азбука
Писать о Хранителях тяжело. С комикса - пародии на супергероев началось мое знакомство с иной стороной графических романов. Бэтмены, Колпаки, Таносы и иже с ними могут обладать глубиной и проработкой, но базисы просты, а наращивание эмоционального импринтинга между читателем и героями в трико происходило не один десяток лет. Хранители изменили структуру супергеройского чтива. Экшен сцены и диалоги стали образцами для будущих поколений, а герои Мура разошлись на архетипы и успешно эксплуатируются до сих пор. Видимо история ничему не учит поколения и сегодня мы видим деградацию современных супергероев.
Но сегодня мы поговорим о том, как Алан Мур хотел пошутить, а получилось великое произведение.
О книге:
1985-й год. Супергерои под запретом, кто-то — на пенсии, кто-то — скрывается, кто-то — тайно работает на правительство. Спокойствие в мире висит на волоске. И тут за бывшими мстителями с плащах и масках начинается жестокая охота.
Решение сделать приземленную супергероику тлело у создателей не один год. В начале восьмидесятых публику тошнило от правильности героев. Эта чистота с редкими намеками на человеческие характеры бесила и Алана. Если посмотреть арки Супермена, Бэтмена и Болотной Твари, созданные Муром, можно увидеть, что герои в комиксе начинаются задаваться странными вопросами
- А зачем я это делаю?
- А в чем смысл?
- А может быть пора уже успокоится?
И вот, когда градус недовольства превысил всевозможные пределы, Мур взялся за сценарий нового творения. Оригинальный комикс включает 12 выпусков и выходил в период с сентября 1986 по октябрь 1987 года. На сюжетную арку было потрачено больше тысячи листов сценария Мура и бесконечное число бессонных ночей Хиггинса. Но оно того стоило. Хранители получили больше 20 литературных наград среди которых премия Хьюго и Айснера.
В чем же секрет монструозной работы Мура?
Первое - сюжет
Хранители написаны в период холодной войны. За счет активной жизненной позиции Алан не скупился на комплименты властям держащим и точка зрения сценариста просачивалась в произведения. В альтернатинвной истории «Хранителей» Америка при войне в во Вьетнаме попросила помощи у героев и за счет этого, связала себя обязательствами с новой фракцией в государстве. Вследствие общественного резонанса и бандитского произвола на улицах Америки, костюмированные герои быстро набрали популярность и появились первые организации героев - после восьмидесятых эра героев уходит в закат и костюмы запрещены законом. Остаются одиночки фанатики, наподобие Роршаха, продолжающие вершить правосудие. В это же время мир раздирают два конфликта.
1 - Угроза уничтожения мира двумя сверхдержавами.
2 - Нехватка ресурсов.
На фоне этих событий убивают бывшего героя - Комедианта, бывшего одновременно правительственным агентом и характеризующем все плохое, что может быть в супегрероях.
Сюжет нелинеен. История начинается с середины и постепенно создает напряжение для читателя. Алан Мур известен необычным подходом к стилю повествования. Закольцованность событий, рассказы начинающиеся с финала и прочие прелести сценариста Алан соединил в романе, чтобы создать собственную вселенную. В первых главах герои романа плавно вводят читателя в мир Хранителей, а бывший супергерой с помощью отрывков своей книги рассказывает историю мира и как Америка дошла до жизни такой. Вселенная «Хранителей» всеобъемлюща и каждая сюжетная арка доходит до логичного финала выливаясь в ворох проблем, которые необходимо решить героям. При этом Алан не ограничился одними героями. Город, жители и гости столицы играют свою роль в романе. Через комикс в комиксе под названием «Черная шхуна« читатель проникается проблемами обычного рабочего люда, что делает эндшпиль Хранителей еще ужаснее. В итоге сюжет романа получился многогранным и дающий фору многим детективам современности. Но сюжет ничто без персонажей.
2 - Персонажи
Создать супергероя - проблема нетривиальная. Количество парней в эластичных трусах перевалило за тысячу и удивить читателя клоуном в плаще уже невозможно. Алан пошел другим путем. Суперспособностей в мире «Хранителей» нет. Есть лишь бог и он американец.
Создатели сделали ставку на реалистичность. Кто может представить себя в костюме сражающегося с преступностью? Либо псих, либо закомплексованный человек испугавшийся реальности.
Первоначальная команда ряженых героев была полицейскими, которые устали от произвола бандитов в масках и начали бороться с преступностью их же мерами. Второе поколение Хранителей ушли дальше. Фаталист балансирующий на грани безумия, прожженный циник с наклонностями насильника, неуверенный в себе инженер больше любящий птиц чем людей, самый умный человек на земле построивший на героизме бизнес, молодая девчушка любящая латекс и всесильное существо которое теряет связь с реальностью. Попытки скопировать ударный отряд психов происходили не раз и не два (близкий аналог DOOM patrol, академия амбрелла) но подражатели не уловили тонкую грань между пародией и героикой. При том, что Роршах похож на Вопроса и Сорвиголову, персонаж имеет собственное лицо ( и не одно), а так- же является харизматичной личностью и необычными навыками. Комедиант, созданный как ответ Капитану Америке ни в чем не уступает щитоносцу в плане самостоятельности личности.
Дополнительно выпущены тома Хранители: Начало, в которых рассказываются предистории каждого из героев. Хотя Мур и не учавствовал в создании дополнительных арок, сюжеты дополнили образы героев и рекомендованы после прочтения оригинального комикса.
3 - Сценарий
Благодаря подробнейшему описанию каждой сцены Гиббонс создал картинки оживающие в глазах читателя. Продуманный рваный темп повествования создает ощущение динамики в комиксе, где запросто дают три страницы чистого текста. Боевые сцены стали прорывом для своего времени. Никаких клоунских «БУМ» и «Шарах». Противники могут обмениваться диалогами во время боя и это выглядит органично. При том, что костюмы героев аляповаты (восьмидесятые не до конца отпускали Мура) герои не кажутся идиотами в трико. Ведь внутри каждого из них присутствует необычное наполнение. Самым контрастным персонажем в этом плане стал Озимандия. Яркий, как попугай с обручем на голове, этот хитрый социопат даст пару очков форы Ганнибалу Лектору в плане самоосознания сущности.
Вследствие плодотворного тандема и издательства, которое почувствовало курицу, которое снесло золотое яичко, комикс увидел свет и разорвал стандартные понятия о героях. Читатели получили то, что ждали от новой эпохи графических романов, а художники и издатели поняли, что иной подход к графическим романам возможен и окупается. Хранители - это лакмусовая бумажка современной индустрии. Прочитав несколько арок современных комиксов любого издательства и перечитывая «Хранителей» можно понять, что спустя 35 лет Мур и Гиббонс подняли планку качества так высоко, что немногие графические произведения могут к ней приблизиться. В одном из споров с подписчиками о том, с чего нужно начать читать комиксы я всегда привожу «Хранителей». Этот огромный кирпич с запутанной историей и большим количеством текста олицетворяет для меня комикс для взрослой и думающей аудитории. «Хранители» могут не понравится, некоторые аспекты устарели, но аксиома проста. Хранители оказали мощнейшее влияние на современную поп культуру.
Алан Мур ненавидит экранизации своих комиксов. In Hell превратился из расследования с философским подтекстом в ущербный голливудский ужастик не имеющий с оригиналом ничего общего. Лига выдающихся джентельменов вызвала у писателя взрыв подобный извержению Эйяфьятлайокудлю( есть за что). Константин при всех стараниях Киану Ривза не дотянул до оригинала комикса, а про V значит Вентдетта лучше не вспоминать. Хранители Скотта Снайдера не стали исключением из правил и Мур открестился от экранизации, но Снайдер смог, если не отобразить идею оригинала, то подойти к секрету сюжетов Мура на самое близкое расстояние.
Оговорка, мы говорим о режиссерской версии Хранителей, которая включает историю Черной шхуны и дополнительный сцены с первой Совой.
Экранизация Снайдера положительно отличается от несчастных собратьев тем, что фильм дословно повторяет сцены комикса. Некоторые арки перенесены на экран без изменений и в этом плане картина стала особенной благодаря таланту Мура и умению Снайдера снимать кино. Минусом стал извечный камень преткновения высокобюджетных фильмов - корпорация. Неизвестно как долго Снайдер боролся с компаний производителем, но хронометраж в 2,5 часа уничтожил несколько сюжетных слоев оригинала, что сделало фильм сумбурным, нелогичным и рваным в плане повествования. Режиссерская версия скрашивает недочеты, но Хранители Снайдера являются лишь частью истории, которая рассказана впопыхах. К сожалению фильм провалился в прокате, не принес прибыли и последующие проекты по вселенной Хранителей заморожены на неопределенный срок. Что не помешало стать фильму культовым.
В 2018 году, как гром среди ясного неба компания HBO анонсировала сериал по вселенной Хранителей. Действие происходит через 40 лет после основных событий оригинала и саспенс звучит так:
1921 год, город Талса в штате Оклахома. Расистские формирования устраивают настоящую бойню в преуспевающем чёрном квартале. Мальчику Уиллу удалось сбежать, но его родителей постигла печальная судьба.
2019 год. После падения в середине 1980-х гигантского осьминога на Нью-Йорк до сих пор наблюдаются повсеместные кратковременные дожди из маленьких головоногих, Штатами уже 27 лет руководит Роберт Редфорд, а доктор Манхэттен отправился на Марс. Три года назад в Талсе произошла новая резня - хорошо осведомлённые неизвестные в масках Роршаха убили почти всех полицейских города и членов их семей, после чего полиция скрывает свои лица за повязками, преимущественно жёлтыми. Теперь, когда произошло новое убийство чернокожего патрульного, детектив Анджела Абар понимает, что всё это время не дававшая о себе знать расистская организация «Седьмая кавалерия» снова активизировалась.
В одном из выпусков подкаста мы освещали сериал, поэтому обойдемся основными данными. Съемочная группа сделала беспрецендентый шаг в нашем зажатом современном обществе. Они сделали самостоятельную историю базирующуюся на основной сюжетной линии. И это вышло великолепно. Если вы хотите удостоверится в том, что команда работающая над сериалом досконально знает оригинал - добро пожаловать на канал Cut the Crap, с детальным обзором отсылок в сериале.
Сериал получился свежим глотком воздуха для супергероики. Никаких моральных вопросов, здесь нет героев и злодеев. Сюжет похож на бред сумасшедшего параноика, но это единственный сериал, который следует духу сюжетов Алана Мура. История великолепна и закончена. Каждый персонаж приходится к месту и в финале зритель внимательно следящий за событиями может только рукоплескать задумке авторов. Персонажи оригинала(если остались живы) дополняют ленту не вызывая ощущения ненужности для главного сюжета. Новые персонажи пришлись к месту специфической вселенной хранителей, а уж история Доктора Манхэттена достойна всяческих похвал.
К сожалению экранизацию постигла участь большого брата. Низкие рейтинги просмотров, обвинения в педалировании темы расизма и перегруженный сюжет. Элементы сложились в прискорбный итог. Сериальная карьера хранителя ярко вспыхнула на небосводе, собрала множество наград и положительных рецензий от критиков и была заморожена.
Сериал рекомендован к просмотру.
По итогам сорока лет Хранители не стали массовым продуктом. Величайший комикс, высокобюджетная экранизация и сериал снятый за очень немаленькие деньги не сыскал в сердцах фанатов массового признания. И это прекрасно. Каждый из продуктов по вселенной Хранителей обладает собственным шармом и не отталкивается от наработок коллег по цеху. Компания DC пытается ввести персонажей в новые вселенные, но такие появления бывают в виде камео, а не полноценные арки. И пусть так будет и впредь.
Instagram-коротко и красочно.
Больше материалов - ЗДЕСЬ