Река Реж по праву считается одной из самых красивых на Среднем Урале. Её живописные изгибы, стремительные перекаты и поросшие сосновым лесом величественные скалы неизменно притягивают любителей природы и активного отдыха. Скал в течении реки насчитывается более шестидесяти – больше разве что на Чусовой с её знаменитыми "бойцами".
Об исторических корнях названия реки Реж до сих пор идут споры в научных кругах. Пока что наиболее устоявшимся считается происхождение топонима от коми-зырянского "режь" – "обрыв". Таким образом, исконное название реки могло звучать как "режь ю" – "обрывистая река". В мангазейских памятниках XVII века тоже встречается слово "реж" – в значении "протока". Так, в одной из грамот сказано: "А путь тот водяной – режами и морем". Правда, установить язык, из которого русские путешественники позаимствовали это словечко, пока что не удалось. Ну а предание, бытующее среди местных жителей, приводит более бесхитростную и, вместе с тем, очевидно более далекую от истины версию:
"Первый русский поселенец, оказавшись в устье реки, где Реж сливается с Нейвой, был так поражён её быстрым течением, что в удивлении воскликнул: "Батюшки, да он же Невью будто бы режет!". Так у реки и появилось это название".
С древнейших времён река Реж служила важной транспортной артерией: по ней пролегал один из водных путей в Сибирь. Немудрено, что на скалах вдоль реки сохранилось огромное количество древних наскальных изображений.
Первооткрывателем писаниц на реке Реж считается Михаил Викторович Малахов – археолог-любитель, активный член Русского Императорского географического общества и Уральского общества любителей естествознания. За свою недолгую жизнь он успел внести огромный вклад в археологические исследования Урала, став первооткрывателем древних памятников на Палкинском и Шигирском торфяниках, на берегу озёр Исетское и Шарташ, Думной горе близ Полевского и во многих других местах. В числе прочего Малахов ещё в конце XIX века описал и древние рисунки на реках Вишера, Реж и Тагил.
Правда, Сохаревскую писаницу, о которой пойдет речь в этой статье, обнаружили гораздо позднее – в конце 1970-х годов. Скала, на которой расположены древние рисунки, известна среди местных жителей под названием Боруха. Это четыре скальных выхода, вытянувшиеся вдоль берега реки почти на триста метров. От деревни Сохарево до них чуть меньше трех километров. Реж делает здесь красивый изгиб, на который открывается замечательный вид с вершины скального массива.
Сохаревская писаница находится на втором по течению "зубе" Борухи. Рисунки нанесены на отвесную каменную стену примерно в десяти метрах над поверхностью воды. Чтобы увидеть их, нужно аккуратно спуститься с вершины скалы на узкий каменный карниз. Скала здесь имеет отрицательный наклон, благодаря чему писаница надёжно защищена от дождя и снега естественным "козырьком". Именно это позволило рисункам сохраниться до наших дней. Стоит отметить, что сохранность писаницы сравнительно неплохая: чтобы разглядеть очертания основных фигур, не нужно дожидаться подходящего освещения или прибегать к техническим ухищрениям – они различимы невооруженным глазом в любую погоду.
Давайте вместе попробуем разобраться, что попытался изобразить здесь древний художник. В верхней части панно ясно различима человеческая фигурка: ноги персонажа почти стёрлись, руки согнуты в локтях, голова округлая. Ниже начинается сложный геометрический мотив в виде сетки из линий и заштрихованных четырехугольников. Правее можно различить изображения нескольких птиц. Ранее здесь же отчетливо прослеживалась фигура, состоящая из нескольких концентрических окружностей, но сейчас эта часть писаницы практически неразличима, сохранились лишь отдельные пятна и потёки краски.
Считается, что Сохаревская писаница изображает сцену охоты на водоплавающую птицу. Причем способ охоты довольно необычный – это так называемая ловля перевесом, или воздушной сетью.
Ловля перевесом ещё совсем недавно была широко распространена среди финно-угорских народов и описана многими путешественниками и этнографами, видевшими её вживую. Например, знаменитый исследователь Август Альквист описывал охоту так:
"На острове, мысу или любом месте между двумя водоёмами прорубается в лесу прямая лесосека шириной в несколько саженей. Между вбитыми там двумя шестами вывешивается сеть, иногда высотой 10 саженей, длиной во всю просеку. Утки, собирающиеся обычно весной в стаи, будучи напуганы, летят над землёй от одного водоёма к другому и охотно выбирают путь через просеку. В полутемноте весенней ночи они не замечают вывешенной сети и штурмуют её. Тогда ловец выпускает шнур из рук, и сеть падает на птиц, которых он быстро умерщвляет, прокусывая им шею. Таким способом каждую весну убивают невероятное число уток. Двое мужчин могут за ночь поймать воздушной сетью до ста уток".
Антропоморфная фигурка над сетью изображает либо самого охотника, либо, что более вероятно, духа-покровителя данной местности, который должен был помочь охотникам в промысле. А вот символику концентрического овала определить сложно: это либо солярный знак, отражающий связь с определённым временем года, либо какая-то привязка к местности – возможно, изображение озера.
На соседней скале имеется ещё одна группа изображений, но они практически неразличимы из-за кальцитовых натёков и плотного слоя лишайника. Если приглядеться, здесь можно обнаружить два ряда точек и несколько пятен неопределённой формы. По сути, это панно уже безвозвратно утрачено – определить, что на нём было изображено, не представляется возможным. Зато неизменно притягивает внимание путешественников естественный грот в самой нижней по течению скале Борухи – будто бы вход в пещеру с обрушившимся сводом. При необходимости в нём можно вполне комфортно укрыться от непогоды.
Сохаревская писаница – лишь одна из многих в течении реки Реж. Безусловно, самые интересные и необычные рисунки нанесены на знаменитом Шайтан-камне – пожалуй, самом величественном скальном массиве в этой части Свердловской области. Древние рисунки уральских писаниц неизменно притягивают внимание как учёных, так и простых путешественников – ведь это уникальная возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к прошлому, увидеть окружающий мир глазами наших далёких предков. На своём канале я уже писал о наскальных изображениях Северской писаницы и Елового мыса. А для природного парка "Оленьи ручьи" рисунки скалы с "говорящим" названием Писаница и вовсе стали идеальным логотипом.