Догорает причерноморское лето, добрую половину бархатного сезона курортники отгуляли, а пляжи всё еще манят. Вода +28, воздух +32. Грех не искупаться. Поплавал, подсох, а чем еще заняться? Взрослые шлифуют загар ультрафиолетом, а тинейджеры серфят по интернет-сетям, чатятся и чекинятся. Я вспоминаю игры моих давних каникул. На пляже мы всегда играли в "абашики". Этимология названия нас тогда не занимала. Думаю, слово происходит от сочетания "дать по башке" тому, кто вынырнул. Правила такие. Считалкой определяется водящий. Он встает в центр условного круга. Остальные занимают позицию "в домике", находясь на небольшом расстоянии от водящего. Водящий может передать "дежурство" только тому, кто вне "домика". В домик игрок запирается, набрав воздуха и присев в воду с головой. Чем дольше сможешь задержать дыхание, тем меньше риска получить шлепок от водящего. Высунулся - берегись, скорее хватай воздух и обратно в домик. Играть лучше впятером, вшестером. Втроем самое малое, но получается совсем быстрая смена водящих, потому что следить ему приходится всего лишь за двумя "домиками". Игра идет на мелководье, где море по пояс или по грудь.
В моем летнем детстве мы играли в абашики каждый день на пляже у Нытвенского пруда. Вода там мутная, далеко не морская. Это обстоятельство осложняет игру. По сути это водная версия пятнашек. Кстати, пятнашек мы не знали. Наши сухопутная игра в догонялки называлась "чурнимойки". Еще одно отличие от классики - мы говорили не "водить", а "галить". Пермский говор существенно отличается от среднерусского, при чем северная пермь говорит иначе, нежели южная. Сказывается влияние финно-угров и татаро-башкирского населения.
Пруд протяженностью 11 километров и шириной до полутора километров служил центром летней жизни детей и подростков металлургического городка Нытвы. Зависали не только на пляже, плавали наперегонки в открытом бассейне водной станции, ныряли с вышки, самые смелые с семи метров, а начинали с двух, с пяти. Каждое лето в 70-х годах на пруду проводились соревнования по водно-моторному спорту зоны Урала и Сибири. В Нытве работала спортивная секция, местную команду выставляли и выступали довольно успешно, хотя и без чемпионства. Все наши ребята мечтали о лодочных моторах, о скутерах, а для начала управлялись с веслами на лодках-плоскодонках.
Купальный сезон заканчивался раньше летних каникул. Я уезжала домой. А игры не прекращались. Каждый вечер во дворе между пятиэтажками-хрущевками мы разновозрастной компанией терзали мяч "Я знаю пять имен девочек..., Я знаю пять названий рек...горных пиков ". Игра называлась совершенно необъяснимо - штАндары. Вышибалы - это понятно, объяснение не требуется. В кого попали, тот выбывает. Я не любила играть "в картошку". Как назло, наша неразлучная компания до сих пор, выезжая на шашлыки, рубится именно в картошку. И куда деваться? Играю как миленькая. Самая таинственная игра - "12 записок", она требовала тщательной подготовки, годится для выездного корпоратива. Самая безумная - в "маршалы", типа войнушки "русские" против "немцев", в каждой команде свой набор от рядового до маршала, но до самого конца статус игроков никому не известен. Побеждает команда, захватившая в плен чужого маршала. А еще мы играли в "стрелы", своеобразная гонка за лидером, когда одна команда идет по следу другой от базы до базы. А вам эти игры знакомы?