Лирика математикам не помеха
Обычно считается, что человек может быть либо с точным складом ума, либо же с гуманитарным. Однако есть множество исключений, которые это правило опровергают. Например, Ада, дочь известного писателя Байрона (настолько известного, что ему долгое время подражали даже наши поэты Золотого века). Однако лорд оказался, пусть хорошим писателем, но таким себе семьянином. По этой или по другой причине, но он ушёл из семьи. Его дочери тогда не исполнилось даже года.
В Англии того времени обычно если семья расходилась, то ребёнка оставляли с отцом. Но для Байрона сделали исключение, и дочку оставили с матерью. Мать же Ады не хотела, чтобы дочь занималась пустой тратой времени за стихами. И начала её учить математике. Не буду расписывать то, что должны были знать обычные девочки того времени. Список слишком нудный и тоскливый. И математика в этот список почему-то не входила. Удивительно, как мать Ады сама приобщилась к точным наукам.
Ада, не обладающая крепким здоровьем, математику осваивала хорошо и быстро. И не только математику. К примеру, она выдвинула предположение о существовании нейросетей. Может, называла их и не так, но всё же. К сожалению, развить исследования по этой теме она не успела (хотя я не представляю, как можно что-то исследовать с помощью инструментов того времени).
За свою жизнь Ада успела повстречаться со многими известными учёными, изучить их труды. Однако помимо точных наук, Ада занималась и теми вещами, что были нужны девушкам того времени. Но и это использовала в научных целях. Вот, изучала иностранные языки, и переводила различные статьи на английский язык (это сейчас все с английского языка переводят).
Другой пример – Ада умела играть на музыкальных инструментах. Однако, она выдвигала предположение, что музыкальные принципы можно объяснить с точки зрения точных наук. И что когда-нибудь появятся такие машины, которые сами смогут сочинять музыку (что мы имеем слышать сегодня).
К слову сказать… невзирая на все материнские запреты и попытки отвадить от поэзии, Ада всё же находила время писать стихи. Однако их она мало кому показывала. И только во время тяжёлой болезни мать узнала о них. И смирилась.
Ещё один удивительный факт. Ада погибла тогда, когда ей было 36 лет. Ровно столько, сколько и её отцу в момент его смерти. Как там пел Высоцкий – «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт»…
Первая известная программа
Казалось бы – девятнадцатый век. Какие там компьютеры? Даже лампочек не было, вся Англия сидела, в лучшем случае, на газовых фонарях. А в худшем, вообще без света. И всё же первая программа для вычислительной машины была написана именно тогда. Что ещё забавно, что саму эту машину пока толком не изобрели. То есть, Ада написала программу для будущей машины…
Да, судьба сталкивала Аду с величайшими гениями того времени. Однако я сейчас говорю о Чарльзе Беббидже. Математик и учёный (весьма разносторонний, как и все учёные того времени), он мечтал создать принципиально новую машину. Нет, не ту, что на колёсах, а ту, что занимается вычислениями. Конечно, в то время были машины, которые умели складывать, делить, умножать и вычитать. Но они не могли вычислять разные функции. И вот Беббидж решил, что создаст машину, которая умеет вычислять логарифмы и тригонометрические функции. Создав экспериментальный образец, он пошёл было дальше. Но задумался.
А почему бы не создать аналитическую машину, которую можно программировать? Если бы у него всё получилось, тогда бы это был один из прадедушек компьютеров (а вы знаете, как выглядят дедушки компьютеров? Мне вот доводилось видеть самые настоящие перфокарты, они ещё с дырочками такие, которые использовались для программирования. Нам объясняли, как это всё делается, но практики не было. За неимением столь допотопных машин).
Ада поначалу собиралась быть лишь этаким продюсером для Беббиджа. Она думала искать деньги для его машины, заниматься всеми организационными вопросами, договариваться с людьми и так далее. Но тут ей попалась статья одного итальянца, который описывал, как должна работать машина Бэббиджа. И взялась переводить эту статью. И выяснилось, что всё написанное в статье - тёмный лес для потенциальных читателей. Ада принялась дополнять ее своими примечаниями.
Она описывала и отличие аналитической машины от уже существующих, и какая от них может быть польза, объясняла все как для несведущих. А потом в этих же примечаниях привела пример программы, которую можно использовать на этой машине – вычисление чисел Бернулли. Это то, что было трудностью учёных того времени (попробуйте взять и вычислить сумму чисел с одинаковыми степенями, от одного в квадрате, до nв квадрате). А она написала алгоритм для этой задачи.
Как много она могла бы ещё сделать, если бы прожила дольше. И, может быть, не слишком много смогла бы сделать, если бы её муж оказался каким-нибудь самодуром, а не нормальным мужиком. Он её поддерживали финансово и морально. К примеру, девушек не во все места пускали, где можно было ознакомиться с нужными материалами по той или иной проблеме. И он самоотверженно ходил, выискивал, конспектировал, приносил.
А вы знаете, что в честь Ады Байрон создан язык программирования? Он так и называется – «Ада»… А этот язык стал прообразом для многих других программ. Например, небезызвестной С++