Найти тему

CustDev - как проверить бизнес идею

Во главе любого бизнеса (в идеальном мире с единорогами) стоит клиент и его потребности. Изначально эта статья называлась "узнай своего клиента", но кликабельность победила смысловую нагрузку:)

Статистика штука упрямая и показывает одну очень важную вещь: 42% стартапов провалились из-за того, что не было потребности в продукте.

Если у тебя есть идея, которая, как тебе кажется, крутая и изменит мир или ты видишь проблему, которую можешь решить и заработать на этом денег, то встает логичный вопрос: А что мне делать?

Задача номер 1 - слушать и слышать своих клиентов, а также понимать, как наиболее эффективно удовлетворить клиентские потребности.

Как понять, что нужно людям и найти проблему?

Есть подход к созданию стартапов, при котором во главу ставится клиент и его проблемы. Он называется «Сustomer development» (custdev) и дословно переводится как «Развитие клиента». Его в 90-х годах сформулировал и описал серийный предприниматель Стив Бланк.

Ключевые принципы custdev:

  • Фокус на клиенте и его потребностях, а не на подтверждении твоего мнения о крутости идеи
  • Все идеи, которые есть в твоей голове, — это лишь непроверенные гипотезы, которые нужно или подтвердить, или опровергнуть. Если клиенты закономерно говорят о том, что твоя идея им не нужна, — стоит поменять идею или, говоря другими словами, сделать пивот
  • Весь процесс custdev идет итерациями: сформулируй гипотезу —> как можно быстрее проверь гипотезу —> проанализируй результаты
  • Главным инструментом custdev является общение с реальными людьми об их реальных проблемах в реальной жизни
Спасибо Google за картинку
Спасибо Google за картинку

Как выяснять потребность?

В прошлом году, ко мне пришел клиент, говорит "я хочу организовать агрегатор детских аниматоров, у меня есть столько-то денег, надо сделать сайт, запустить рекламу и ждать деньги".

Можно было запустить его идею в производство и через несколько месяцев, слушать о том, какие мы маркетологи мошенники, запороли идею его гениального бизнеса.
Что я сделал?
- Нашел 20 родителей, среди знакомых и друзей, которые иногда заказывают своим детям на праздник аниматоров и просто, поговорил с ними. Спросил в чем проблема, которую закрывают при найме аниматора, как они его ищут и еще несколько вопросов, которые позволили изучить потребность и способ решения.
Попросил у них номера аниматоров к чьим услугам, они прибегают.
Задал и аниматорам ряд вопросов.

Оказалось, что у родителей нет такой проблемы, как поиск аниматора, а у аниматоров нет такой проблемы, как найти работу.
Точнее, конечно, такая проблема есть, но она настолько незначительна, что никто не будет за нее оплачивать. Рынка тут нет.

Спасибо Google
Спасибо Google

Что я сэкономил клиенту?
Базовая прикидка:
1. 70 000 рублей стартовый сайт, где будут формы захвата клиента, возможность составить заявку, произвести оплату за заказ.
2. 50 000 рублей/месяц оплата модератора, который обрабатывает заявки и предложения.
3. 80 000 - 100 000 рублей в месяц бюджет на рекламу (со слов клиента)
Итого за 5-6 месяцев: 1 000 000 рублей.

Эти деньги, клиент мог бы потерять, если бы начал реализовывать свою идею.

Что делать тебе, если есть идея, а запускать страшно:
1. Узнай больше по своей теме.
Изучай конкурентов, ищи темы на профильных сайтах, группах в соц сетях, инстаграм и тд.
Узнай: боли своей аудитории, как работает рынок сейчас, как работают конкуренты сейчас.
2. Поговори с потенциальными клиентами. Подтверди или опровергни проблему, не бойся слышать, что ты не прав, это очень экономит деньги.
3. Прочитай книжку "Спроси у мамы" и посмотри на бизнес по иному.

Еще больше материалов о CustDev в следующих статьях.