Найти в Дзене
УМА ПАЛАТА

По следам Янтарной комнаты. Куда ведут поиски шедевра: версии и факты

Прусский король Фридрих Вильгельм II давно мечтал вернуть себе Померанию и для этого в 1716 году он предложил русскому царю Петру I объединить усилия против шведов. Чтобы расположить к себе Петра он решает сделать ему поистине королевский подарок — Янтарный кабинет. Это чудо из янтаря было создано мастерами из Кёнигсберга по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма I. Пётр, находящийся тогда в Амстердаме оценил великолепный подарок, и отписал об это жене. Вскоре Пруссия и Россия объединились в Союзе против Швеции.

Янтарная комната. Царское село, Екатерининский дворец.
Янтарная комната. Царское село, Екатерининский дворец.

И хотя Янтарный кабинет не был вполне закончен — ему не хватало многих деталей — он пополнил петровскую коллекцию произведений искусства и был открыт для обозрения. В 1755 году его дочь Елизавета Петровна, будучи уже императрицей, повелела перевезти Янтарный кабинет в летнюю резиденцию русских царей — Царское село. Теперь это чудо должно было украсить Екатерининский дворец. Для завершения Янтарного кабинета она привлекла знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.

Гений великого архитектора так удачно расположил барочные детали, дополнив их элементами из яшмы, агата и дерева в стиле рококо, так украсил помещение, почти вшестеро превосходящее по своим размерам прежний Янтарный кабинет, что современники и потомки с восторгом воспринимали его великолепие. И дневной свет, струящийся через широкие окна дворца, а затем свет от множества свечей, усиливавшийся в отражении зеркал, многократно увеличивал освещение янтарных панелей, придавая им особую прелесть. Мозаичные стены и янтарный рельеф казались живым воплощением янтарного света, открывали глубину камня, его живую одухотворённую красоту. Янтарный кабинет, который впоследствии стали называть Янтарной комнатой, полностью приобрёл завершённый вид.

Фотография Янтарной комнаты, сделанная до 1917 года.
Фотография Янтарной комнаты, сделанная до 1917 года.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война сопровождалась не только зверствами и уничтожением народа, но и варварским разграблением страны в таких масштабах, которые до сей поры Россия и не видывала. Немцы подбирались к Ленинграду и его окрестностям. Вместе с Германской армией "Север" прибыли и уже вовсю действовали немецкие искусствоведы, которым предстояло описать и вывезти как можно больше предметов, представлявших художественную ценность. Одним из таких экспертов был Нильс фон Хольст, руководивший деятельностью берлинских музеев. Гитлер специально его на разграбление музейных ценностей. Он подготовил список из 55 объектов музеев, архивов, церквей и библиотек с точным указанием их местонахождения. В многочисленных дворцах, окружающих Ленинград, находилось такое количество бесценных сокровищ, что требовалось огромное число поездов, чтобы их вывезти.

Сотрудницам музея в Пушкине (Царском селе) — а это были женщины, мужчины ушли на фронт — пришлось работать круглосуточно, более 20 000 экспонатов в кратчайшие сроки были упакованы и вывезены в Ленинград. К сожалению, демонтировать и эвакуировать огромные панели Янтарного кабинета сотрудники музея не смогли. Что представлял собой Янтарный кабинет — это примерно 450 км. ценного и редкого по степени прозрачности янтаря, 2 флорентийские мозаики, около 2-х тонн золотых и серебряных подсвечников, украшений, барочных элементов, ценный паркет и огромные зеркала, крепления и прочие элементы.

С первых же дней оккупации в Пушкине уже вовсю хозяйничали немцы. Из-за упорных боёв с частями 18-й германской армией немецкие искусствоведы никак не могли получить разрешение командующего армией на вывоз ценностей. Лишь в октябре 1941 года из Екатерининского дворца было вывезено 18 грузовиков наиболее ценной мебели, картин и предметов искусства. В их число попал и Янтарный кабинет.

Янтарная комната в сентябре 1941 года во время осмотра перед демонтажём и вывозом в Кёнигсберг.
Янтарная комната в сентябре 1941 года во время осмотра перед демонтажём и вывозом в Кёнигсберг.

Вывозом Янтарной комнаты руководил ротмистр резерва граф Отто фон Солмс-Лаубах, искусствовед по специальности, который после войны был директором музея художественных промыслов во Франкфурте-на-Майне. По его словам, отдельные детали Янтарной комнаты были тщательно упакованы в ящики и через Псков отправлены в Ригу, где их предполагалось хранить нераспечатанными до конца войны. Но вскоре ящики из Риги были перевезены в Королевский замок Кёнигсберга, где по приказу гауляйтера Восточной Пруссией Эрика Коха были вскрыты.

Директор государственных собраний произведений искусства в Кёнигсберге Альфред Роде сообщил начальству что принял на хранение Янтарную комнату. Можно представить, каким подарком судьбы казались ему, крупнейшему специалисту по янтарю, эти удивительные панели. Для размещения Янтарной комнаты в Кёнигсбергском замке было выбрано помещение номер 37. Оно было меньше зала в Екатерининском Дворце, однако Роде получил уже не полный комплект оформления янтарного зала. Не хватало подсвечников, паркета и некоторых других деталей. Роде решил не реставрировать повреждённые места и по возможности подогнать имеющаяся в распоряжении детали к местным условиям. Поэтому, несмотря на титанические усилия директора музея плод его труда не увенчался успехом. От былого великолепия Растрелли осталась обнищавшая Янтарная комната, слово свидетельство обвинения против варварского разграбления.

Граф Отто фон Солмс-Лаубах, директор музея художественных промыслов во Франкфурте-на-Майне.
Граф Отто фон Солмс-Лаубах, директор музея художественных промыслов во Франкфурте-на-Майне.

Уже в 1943 году поползли слухи о том, что Янтарная комната погибла в огне. Действительно, в результате авианалёта в замке произошёл пожар в 1944 году, но подарок, сделанный царю Петру, не был уничтожен. В феврале 1944 года его демонтировали и отправили на хранение в подвал замка, где Янтарная комната пережила все воздушные налёты.

Сохранилось свидетельство самого Альфреда Роде в письме от 2 сентября 1944 года он писал: «Прошу сообщить господину директору доктору Эрнсту Галлю, что Янтарная комната за исключением шести цокольных элементов цела и невредима». Итак летом 44-го Янтарная комната не пострадала, в августе её упаковали в ящики, возможно для эвакуации.

Альфред Роде.
Альфред Роде.

В 40 км. от Кёнигсберга находилось родовое имение графа фон Шверена — замок Вильденхоф. Сохранилось письмо доктора Роде хозяину замка: «Уважаемый господин граф! В ближайшее воскресенье я рассчитываю приехать Вильденхоф, чтобы осмотреть помещения, предназначенные для размещения наших картин». Интересно что фронт в это время приблизился уже вплотную к Вильденхофу и решения доктора Роде привезти сюда художественные коллекции свидетельствует о его стремлении сохранить Янтарную комнату для законных владельцев.

Во второй половине января 45-го года замок сгорел. Сохранились сведения, что его подожгли эсэсовцы, которые предварительно перепрятали часть сокровищ, закопали в окрестностях замка или утопили. Если верить показаниям господина Адольфа Рихтера из ФРГ, Альфред Роде лично рассказывал ему о том, что в замке Вильденхоф погибли замечательные картины и Янтарная комната...

Замок Вильденхоф.
Замок Вильденхоф.

В августе 1960 года в замке провели раскопки было найдено множество пострадавших от времени и от огня предметов: фарфор, слоновая кость, старинные медали, металлические оклады икон. Но никаких следов Янтарной комнаты. А ведь металлические крепления янтарных панелей не могли полностью сгореть. Ещё одним подходящим местом для эвакуации Янтарной комнаты был и древний замок Шлобиттен, принадлежащий князю Дона-Шлобиттен, на территории Польши.

Далее следы Янтарной комнаты теряются. Свидетели, рассказывали, что её видели то там, то сям. Главный свидетель гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох, долгие годы находясь в заключении в замке Польше, отказывался давать показания о дальнейшей судьбе Янтарной комнаты. Только в 60-м году от него удалось добиться, что он помнит как её спрятали в бункере на окраине города. Значит, она не покидала пределы Кёнигсберга.

Кенигсбергский замок. Здесь на третьем этаже в 1942 года экспонировалась Янтарная комната, кое-как собранная усилиями Альфреда Роде.
Кенигсбергский замок. Здесь на третьем этаже в 1942 года экспонировалась Янтарная комната, кое-как собранная усилиями Альфреда Роде.

Профессор Барсов, который вместе с Альфредом Роде искал следы Янтарной комнаты с апреля по декабрь 1945 года, рассказывал о том, как им удалось найти заваленный обломками бункер № 3. Роде утверждал, что там прятали какие-то ценности, но не картины. Но этот бункер профессор не нашёл. Не найдены были её следы ни в подвалах замка, ни в других городских подземельях.

В 1967 в польской печати появилось сообщение, что Кох указал точное место — в Калининграде, в бункере под старой Римско-католической церковью в районе Понард. Но в районе Понард располагалась Евангелическая церковь, а Римско-католическая находилась совсем не там, где указал бывший гауляйтер.

Искали Янтарную комнату и на дне Балтийского моря, где наши моряки нашли много ценностей и документов, затопленных в годы войны. По свидетельствам того же Коха, который постоянно путался в показаниях, предположили, что ящики с янтарным чудом погрузили на корабль Вильгельм Гуслав для для дальнейшей погрузки на другой безымянный корабль. Один из матросов свидетельствовал, что в ящиках находились ценности из дворцов русских царей.

Против версии того, что Янтарный кабинет мог быть вывезен на Запад свидетельствуют те, кто хорошо знали Коха. Он никогда не расстался бы с эти чудом, именно поэтому постоянно давал противоречивые показания. Большинство исследователей были уверены, что Янтарная комната не покидала пределы Кёнигсберга.

Есть ещё одна загадка. В мае 1945 году под руководством профессора Барсова советские искусствоведы занимались поиском похищенных ценностей и произведений искусства и Альфред Роде всячески помогал им. Но однажды ночью в своём кабинете он тайно сжигал какие-то бумаги. Он сильно рисковал, ведь в военное время это могли расценить как диверсию и даже расстрелять. Роде руководил упаковкой и отправкой коллекции Коха, к которой была причислена и Янтарная комната, но куда именно должен был отправляться груз, он не знал. Большинство направлений из города были перекрыты.

Эрик Кох, гауляйтер Восточной Пруссии.
Эрик Кох, гауляйтер Восточной Пруссии.

В 1944 году следы вели ещё в один замок - Вексельбург в Саксонии. Он был переоборудован для приёма ценностей, и вопреки намерениям Альфреда Роде Янтарный кабинет могли отправить сюда. Но и здесь длинных ящиков с янтарными панелями не оказалось. Все ящики вскрывались американцами, но никакого янтаря в них не было, да особо ценного там тоже не оказалось. В декабре 1944 года Альфред Роде осматривал и другое место для хранения коллекции - замок Крибштайн. В этом укреплённом замке, словно вырастающем из скалы, в отапливаемых помещениях частично хранились сокровища Дрезденской галереи, которые были вывезены в другое место. В части помещений в верхней надвратной надстройке освободилось место для приёма кёнигсбергской коллекции.

Замок Крибштайн.
Замок Крибштайн.

И действительно ещё до наступления советских войск из Кёнигсберга специальным грузом отправили два вагона ценностей в замок Крибштайн, где их благополучно выгрузили и разместили. В апреле 1945 года замок Крибштайн без боя был взят частями Красной армии. Туда приехали искусствоведы из СССР и представители Дрезденской галереи. Там нашли часть сокровищ, похищенных из наших музеев, а также небольшое собрание Дрезденской государственной галереи. Все предметы были в хорошем состоянии, но никаких следов Янтарной комнаты там не оказалось.

Следы Янтарной комнаты искали и в замке Хартенштайн на территории Саксонии, но к сожалению, во время бомбардировки в 1945 году он сгорел. После войны удалось пробраться в его подвалы, но и там не нашли никаких следов.

В 50-е годы наши специалисты получили сведения, что в Тюрингии, в частности в одном из замков, где находилась школа, ученики нашли какие-то кусочки янтаря. Не зная их подлинной ценности, они швыряли их в воду пруда. В архивах Тюрингии удалось установить, что действительно из Восточной Пруссии сюда могли поступать ценности. Более того, согласно ряду документов, в Тюрингии ещё в феврале 1944 года началось строительство убежищ для высших чинов Рейха — сюда предполагали перевести ставку фюрера в Тюрингии. Удивительно, но и здесь обнаружились следы гауляйтера Эриха Коха. Согласно некоторым найденным документам сюда были отправлены Кохом ценности из Кёнигсберга — гобелены, картины, старинное оружие, изделия из серебра, старинные предметы, картины Рубенса, коллекция монет, подсвечники — это было собрание огромной ценности. Среди находок оказались подсвечники с элементами из янтаря...

Так где же находилась Янтарная комната? В 1959 году один из немецких журналов рассказал историю об исчезновении Янтарной комнаты. После публикацию в редакцию пришло множество писем. И только одно свидетельство показалось интересным. С исчезновением ценности был связан ещё один человек — живший тогда в Кёнигсберге большой чин, оберштурмбаннфюрер СС Георг Рингель. Написал письмо в редакцию его сын Рудольф, рассказавший, что его отец был связан с преступлениями нацистов, и он знает от него о Янтарной комнате. Отец показал сыну Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке и вскоре намекнул ему, что её спрятали в надёжном месте, и он принимал в этом непосредственное участие. После смерти отца семья решила перебраться в другой город, и в подвале Рудольф нашёл планшет отца. Среди документов в планшете было два документа, которые с трудом удалось прочесть — от подвальной сырости листки склеились и покрылись плесенью. Одним из документов был приказ эвакуировать Янтарную комнату в место под шифром BSCH, а другой лист сообщал о выполнении задания. Кроме того, в планшете имелся план города Кёнигсберга и расписка, что от некого лётчика получено 42 ящика ценных грузов. Тогда мальчик не придал находке особого значения, полагая, что всё о чём здесь говориться давно уже найдено. Но испугавшись, что всплывут некоторые преступления его отца, он сжёг все бумаги.

Летом 1959 года Рудольф Ринге приезжал в Калининград и вместе с нашими специалистами искал следы Янтарной комнаты, искренне желая помочь. Но бункер BSCH так и не нашли.

Поиски культурных ценностей в Кёнигсберге (Калининграде).
Поиски культурных ценностей в Кёнигсберге (Калининграде).

Одно несомненно: вывозом Янтарной комнаты руководил Георг Рингель. В момент находки планшета его сыну Рудольфу было всего тринадцать лет. Но помимо свидетельств Рудольфа есть ещё одно неоспоримое свидетельство — радиограмма Георга Рингеля. Существует три её версии, однако текст её незначительно расходится. Вот она: «Акция ''Янтарная комната'' закончена. Размещение в BSCH (по другим версиям BSCW или BSCVVV). Подходы взорваны. Жертвы из-за действий врага.»

Попытки расшифровать буквы обозначения бункера ни к чему не привели. Многие исследователи полагают, что радиограмма была отправлена не из Кёнигсберга, а в Кёнигсберг, а может и в Берлин. Некоторые полагают, что Янтарная комната находится в Кёнигсберге в таинственном бункере. Другие считают, что последняя фраза относится к людям, которые были уничтожены, как опасные свидетели, возможно заключённые из любого близлежащего лагеря.

Коллекция Эрика Коха была вывезена в Веймар, а оттуда подлежала дальнейшей эвакуации на западном направлении. Но куда? Коллекцию предполагалось вывезти в три этапа. Один грузовик с третью коллекции был отправлен в ночь на 9 апреля из Веймара в направлении Эльбы (на расстояние не более 150 км, как полагают учёные, иначе им бы просто не хватило времени). Вторая треть коллекция покинул Веймар 10 апреля за несколько часов до прорыва в город американских танков. Последняя треть коллекции из Кёнигсберга так и осталась в замке. Именно этот список нашёлся в Веймарском архиве. И эта часть ценностей была возвращена в СССР. Две другие трети ценностей, вывезенных из Веймара не найдены до сих пор.

Исследователи полагают, что Янтарная комната была вывезена Георгом Рингелем в том же направлении, что и две части частной коллекции Коха из Веймарского замка.

Обнаруженные нашими войсками ценности перед отправкой в СССР. 1945 год.
Обнаруженные нашими войсками ценности перед отправкой в СССР. 1945 год.

Поиски Янтарной комнаты до сих пор ведутся исследователями Германии и России. Версии множатся. О поисках Янтарной комнаты написаны десятки книг, сотни статей, снято множество документальных фильмов и исследований. Одни учёные полагают, что следы янтарного чуда были спрятаны в одной из пещер в районе Карловых Вар или Дрездена. Другие до сих ищут следы Янтарной комнаты в окрестностях Кёнигсберга (теперешнего Калининграда). Есть сторонники вывоза большинства ценностей из окрестностей Ленинграда, в том числе и Янтарной комнаты на запад. Правда их мало.

Удастся ли когда-нибудь найти Янтарную комнату, ведь прошло столько времени? Эту историческую загадку ещё предстоит разгадать...

Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!