Найти тему
Победитель по жизни

Как ЖКХ обманывают граждан с отоплением

Оглавление

Почти каждый из нас, достав из почтового ящика свежую коммунальную платежку и заглянув в заветную графу «Итого», хоть раз да задумывался: и откуда только берет управляющая компания столь красивые, впечатляющие для среднестатистического кошелька суммы? Не являюсь ли я, получатель услуг, объектом надувательства и мошенничества? Как проверить, указана ли в квитанции стоимость оплаты реально сделанных работ – или цифры, срисованные продуманными дельцами с потолка?

Сегодня мы с этими вопросами разберемся. А заодно и вспомним, как грамотно, по закону сменить управляющую компанию, если прежняя вдруг разочаровала недобросовестностью или оказалась нечиста на руку.

Самые популярные способы обмана

Прежде всего давайте выясним, какие механизмы используют игроки коммунального рынка, чтобы выманить больше денег у доверчивых граждан. Этих механизмов немало, но некоторые определено используются чаще других.

Один из самых популярных видов мухлежа – завышение тепловых расходов. Как правило, в многоквартирных домах сейчас уже установлены общедомовые счетчики тепла (как, кстати, и воды), но не все жильцы знают об этом. По умолчанию УК устанавливают оплату за тепло по нормативу за каждый квадратный метр жилплощади. Не в меру дотошным жильцам при этом могут заявить, что приборы учета пока не опломбированы, и значит, их еще номинально использовать нельзя.

Секрет в том, что сами УК позднее расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями как раз по показаниям счетчиков, которые, разумеется, значительно ниже «квадратно-тарифных». Разница идет на карман дельцам. Обычная пятиподъездная девятиэтажка таким образом может в месяц приносить «дохода» на сто тысяч рублей. Десять таких домов – уже миллион.

Не отходя далеко от кассы, скажем по этому поводу, что у жильцов есть право пересчета платежек. Один раз в год можно подать письмо-прошение в саму УК или в жилищную комиссию. Результаты могут вас приятно удивить. Возвращенные таким образом несколько тысяч рублей позволят вам, де-факто, в следующие пару месяцев не тратиться на квартплату.

Очень распространен обман со сметами на ремонтные работы. На их выполнение УК заключает договор с подрядчиком, вписывая туда заранее завышенные суммы. Далее следуют фиктивные акты выполненных работ. В особо криминальных случаях ремонт может не выполняться вовсе; деньги же, украденные у потребителей, делят по-братски подрядчик и УК. Сдача в аренду под магазины, склады, различные частные нужды чердаков, подвалов, электрощитовых и прочих нежилых помещений многоквартирных домов – настоящее золотое дно для многих УК. Жители зачастую не задумываются, что перечисленные помещения являются общедомовым имуществом, плата за аренду которого должна идти на нужды дома, в частности, на текущий ремонт. Вместо этого деньги присваивают предприимчивые «управленцы», которые порой ухитряются сдать внаем даже шахты неработающих лифтов. Та же история – с рекламными щитами и баннерами, размещаемыми – разумеется, по договоренности с УК, иначе нельзя по закону – рекламными фирмами на стенах домов. Известно вам, на что тратится прибыль от этих красот? То-то. А должна – опять-таки на нужды дома. Не говоря уже о том, что размещать такие конструкции нельзя без согласования с жильцами. Не гнушаются дельцы зарабатывать и на таком грязном деле, как вывоз мусора. Нанятые специально для этого дела рабочие трамбуют мусор в контейнерах, чтобы вместо двух-трех раз в неделю его можно было вывозить один раз. А в документах, как вы уже догадываетесь, указываются три. В постановлении правительства, регламентирующем деятельность УК, сказано, что основная их обязанность – это регулярный осмотр дома и исправление обнаруженных недостатков. Однако периодичность и объем работ в законах не прописаны, так что УК время от времени заявляют о «внеплановых» осмотрах или проверках дома, и берут за это дополнительную плату.

Еще несколько «относительно честных» способов отъема денег у жильцов

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Некоторые УК включают в платежки графу «За капитальный ремонт». Это незаконно. Плату за ремонт – и капитальный, и текущий – уже содержит в себе графа «За содержание и ремонт жилого помещения».

То же самое касается строк «За обслуживание приборов учета» в квитанциях. Регламента на такую услугу просто не существует по закону. «Обслуживанием» в данном случае именуется банальное сдувание со счетчиков пыли.

Лифты и мусоропроводы в доме могут не работать, а плата за их обслуживание все равно взимается. Особенно часто такое нарушение встречается в новых домах, где тот же лифт, например, еще не успели запустить.

Собранные с жильцов средства могут расходоваться в завышенном объеме на закупку канцтоваров, горюче-смазочных материалов и прочих расходников. Типичная схема «задирания» сумм при закупках, доказать которую может только ревизия или аудиторская проверка.

Наконец, временами УК вступают в сговоры с компаниями-установщиками домофонов. Жильцам выгоднее платить за разовые случаи обслуживания домофона, за ремонт каждой конкретной поломки. УК же включает в квитанцию ежемесячную абонентскую плату за домофон, независимо от качества его работы, а перед этим получает «откат» от установщика.

Жильцы могут лишить УК лицензии: Утвержден список непростительных нарушений в сфере ЖКХ

-2

Правительство утвердило список нарушений, за которые управляющие компании могут потерять лицензии.

Правительство утвердило список нарушений, за которые управляющие компании могут потерять лицензии.

Жильцы многоквартирных домов получили возможность влиять на управляющие компании вплоть до лишения УК лицензий за грубые нарушения.

В постановлении правительства РФ по этому поводу указано, что коммунальщики могу потерять лицензии за безответственное отношение к газовому оборудованию, неисправные лифты, создание угроз для жизни и здоровья жильцов путем нарушений правил содержания имущества и ненадлежащего оказания коммунальных услуг. Кроме того, лицензия УК аннулируется, если платежи компаниям-поставщикам ресурсов задерживаются больше чем на два месяца.

В марте 2018 года к этому списку добавится еще один пункт - нарушения, касающиеся работы аварийной диспетчерской. К ним, в числе прочего, относится обязанность коммунальщиков при смене УК передать все ключи и общую документацию к дому.

Управляющие компании отныне будут терять право управлять многоквартирным жилым домом, если за 12 месяцев дважды допустят нарушения и понесут административное наказание. Следить за этим будут жилищные инспекции, причем решение суда для аннулирования лицензии не потребуется.

Постановление правительства "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами" публикует "Российская газета".

Кстати, сейчас вопросами нарушений в сфере ЖКХ хотят заняться представители ликвидированного в России движения "СтопХам". Был создан новый проект "Давайте разберемся".

"По факту движение закрыть нельзя. Потому что движение - это не строчка в ЕГРЮЛ, это люди. А несколько тысяч людей нельзя взять и закрыть", - резюмировал активист.

Напомним, межрегиональная общественная организация "СтопХам" была создана в 2010 году. Активисты боролись за то, чтобы российские водители соблюдали ПДД. В частности, на стекла неправильно припаркованных автомобилей члены движения наносили наклейки с надписью "Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу". Видеозаписи действий активистов, а также реакции нарушителей позднее публиковались в интернете.