Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Два призрака на картине Пукирева "Неравный брак".

Оглавление
Фрагмент картины
Фрагмент картины

«Неравный брак» Василия Пукирева – одна из самых известных академических работ, хранящих тайну.

На первый взгляд посыл картины очевиден – это обычная социальная трагедия несчастливого брака. Искусствоведы учат публику «читать» картину так: старый и довольно отвратительный старик ломает жизнь молодой красивой барышне заведомо несчастливым неравным браком.

Василий Пукирев Неравный брак. 1862
Василий Пукирев Неравный брак. 1862

Трагедия в том, что никто за бедняжку не вступается, церковь освящает такой ненормальный союз, родители (в силу безвыходности или равнодушия) отдают дорогое дитя во власть старикашки.

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»
Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

На картине мы замечаем и недовольных всем происходящим, конечно. Это гости со стороны невесты, возможно, бывший ухажер, молодой привлекательный барин (автопортрет самого художника), гневно скрестивший руки на груди. Но кроме этого протестующего жеста, никаких попыток предотвратить трагедию он не предпринимает.

Вот, что говорят искусствоведы, часто умалчивая о двух едва заметных героинях картины, как считается – призраках бывших жен этого гнусного старика.

Нет сомнений, художнику и самому жаль невесту. Он презирает покусившегося на молодость и невинность «паука», словно мотылька, поймавшего девицу в сети благополучия. Счастья ей с ним не будет, подтверждение тому – презрительный взгляд как минимум двух старых невест.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Одна из бывших жен легко обнаруживается на полотне. Сразу за правым плечом жениха, ее даже можно принять за обычную гостью на венчании. И только внимательно всмотревшись в облик, мы понимаем, что здесь что-то не так.

Неестественная бледность, зловещесть, белый наряд с венцом, тяжелый взгляд из-под обвисших век – старуха кажется дымкой, страшным ведением, которому не место в церкви. Но вот она здесь, и что всего страшнее, не одна.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вторая подобная героиня вообще почти не заметна. Если не искать специально, зритель никогда не обнаружит ее, но вот, прямо над помпезным одеянием священника вырисовывается еще одна голова в венце, полупрозрачная, со сморщенным старческим лицом.

По сути, на этом месте просто не может стоять гость венчания, за спиной у священника во время свершения святого таинства никого быть не должно. Именно поэтому присутствие женщины на этом месте – странно и необъяснимо.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В том ли дело, что никто не вмешался в трагедию молодой девушки? Или призраки бывших жен вознамерились воззвать к совести престарелого жениха? И так ли они стары были, когда покидали этот мир, или же горести несчастливого супружества покрыли их лица морщинами раньше срока?

Василий Пукирев не дает ответов на все вопросы. Двойной смысл его работы лишь раскрывает перед нами неведомые ранее грани мистического искусства 19 века.