Урождённая Харкират Каур, она же впоследствии, принявшая псевдоним для кино — Гита Бали (1930 - 21 января 1965) . Одна из самых спонтанных и эмоционально выразительных звёзд кинематографа на хинди. Её сияние осветило 40-50-е гг. прошлого века в Болливуде.
Жизнерадостная, энергичная и очаровательная Гита Бали была родом из прогрессивной семьи сикхов. До 1947 г. семья жила в Амритсаре. Отец — Картар Сингх был философом, учёным и певцом. Дед по материнской линии — Тахат Сингх был основателем первой школы-интерната для девочек, открывшейся в 1904 г. в Ферозепуре. Старший брат— Дигвиджай Сингх Бали стал режиссёром и в последствии, в том числе, снял в 1952 г. фильм Raag Rang с Гитой и Ашоком Кумаром в главных ролях.
Гита Бали знала классический танец, умела ездить верхом и даже обладала навыками традиционного пенджабского боевого искусства гатка (тип боя с шестами и холодным оружием, использовавшийся сикхами в войнах на протяжении 17-19 вв. и характеризовавшийся возможностью одному вести борьбу против нескольких противников на протяжении длительного времени). Это была настоящая дерзкая и притягательная пенджабка.
Начало кинокарьеры Гиты пришлось ещё на 1942 год с короткометражки «Сапожник». Ей тогда было всего 12 лет. Полноценный дебют состоялся в фильме Badnami (1946). А её первым коммерческим успехом была романтическая драма Кидара Шармы Sohag Raat/ Брачная ночь (1948). Сюжет был построен вокруг романтического треугольника, в котором две девушки: одна богатая, а другая бедная, влюбились в одного и того же мужчину. Гита Бали играла роль бедной деревенской девушки Каммо. Причём значительную долю успеха фильма критики приписали именно освежающему влиянию игры Гиты Бали. Особенно их поразило то, что молоденькая девушка была далека от понятий о женской красоте своего времени, но благодаря своему таланту, обаянию, мальчишеской живости и харизме умела буквально осветить экран и приковать взгляды зрителей к себе. Этот фильм зажёг её звезду на небосклоне индийского кино. Эти лёгкость, живость и озорной блеск глаз стали визитной карточкой Гиты Бали на все последующие годы её карьеры.
Следующим её значительным фильмом стала музыкальная комедия Albela (1951) режиссёра Бхагавана Дада, который по совместительству был и актёром, сыгравшем здесь главную мужскую роль. Он приехал к актрисе с черновиком сценария в руках и идеей об известной артистке театра, берущей под опеку начинающего исполнителя и делающей из него звезду. Бхагаван Дада не был уверен, что сможет позволить себе заплатить гонорар Гите. И, услышав её ответ, сказал, что не в состоянии заплатить столько, но пообещал, что её роль танцовщицы Аши будет сложной и раскроет потенциал актрисы, как никогда раньше. Гита Бали согласилась сняться в его фильме за ¼ своего обычного гонорара. И риск актрисы окупился. Фильм с отличными песнями стал хитом и шёл безостановочно в кинотеатрах в течении 25 недель подряд. Гита Бали просто блистала в этом фильме, и её звезда засияла ещё ярче.
Режиссёр Гуру Датт работал с Гитой Бали в трёх своих первых фильмах. Он вместе со своим сценаристом Балраджем Сахни несколько часов ждали в бунгало актрисы, чтобы предложить ей сняться в его дебютном Baazi /Высокие ставки 1951г. в роли Лины - танцовщица кабаре и участницы банды с золотым сердцем. Актриса на тот момент снималась одновременно более, чем в двух десятках фильмов, но предложение ещё совсем неизвестного Гуру Датта приняла.
Песня Tadbir Se Bigdi Hui Taqdeer Bana De из этого фильма с участием Гиты Бали имела такую бешеную популярность, что зрители иногда приходили в кинотеатр только для того, чтобы посмотреть на эмоции и движения актрисы под эту песню. При том, что никакой фривольности в кадре не было и в помине. Такова была магия её таланта. В результате фильм был очень успешен в прокате. И Гита Бали стала музой Гуру Датта, снявшись в Jaal/ Cети 1952 г. и Baaz/Сокол 1953 г. Но если "Сети" имел хотя бы скромный успех, то «Сокол» стал полным провалом, при том, что актриса вложила собственные средства в создание этого фильма. И не смотря на то, что Гуру Датт, рассчитывал снимать Гиту в главной роли и в своём четвёртом фильме, между ними вышла размолвка. С тех пор они, к сожалению, больше вместе не работали.
Со своим будущим мужем Шамми Капуром Гита познакомилась на съёмках фильма «Мисс Кока-Кола» (1955). И хотя семья Капуров имела некоторые сомнения на счёт такой невестки, молодые всё-таки смогли уговорить родственников, поженились и были счастливы. Известно, что карьера Шамми, до этого развивавшаяся медленно и со скрипом, после брака активно пошла в гору. И считается, что в этом есть значительная заслуга его известной супруги.
В 1956 г. Гита и Шамми снова снимались в одном фильме Rangeen Raten у Кидара Шармы. Причём главной героиней и партнёршей для Шамми была выбрана Мала Синха. А Гита сыграла в этом фильме совершенно неожиданно… мужскую роль — парня по имени Гулу. Такова была эта актриса — непоколебимая в своём желании развивать своё мастерство и принимать всё новые вызовы своей профессии.
Скончалась Гита 21 января 1965 года совершенно неожиданно заразившись оспой на съёмках «Рано» -экранизации романа Раджиндера Сингха Беди. Фильм снимал сам автор романа, и он был настолько потрясён безвременной кончиной актрисы, что возложил экземпляр своего романа на её погребальный костёр, а съёмки свернул и больше никогда не возобновлял.
Правда спустя два десятка лет экранизация романа Ek Chadar Maili Si/Судьба вдовы всё-таки увидела свет в 1986 году. Но в ней сыграли звёзды уже совсем другого поколения: Хема Малини, Риши Капур и Пунам Дхиллон. Очень жаль, что судьба не позволила зрителям увидеть Гиту Бали в ещё одной сложной и глубокой роли и проявить ещё одну грань своего невероятного таланта.
© Падмини (Анна Воронова)
В следующий раз я хочу рассказать вам об одном из фильмов с участием Гиты Бали. О моей любимой роли этой актрисы.
Мала Синха — смелая дива индийского кино