Единую систему учета алкоголя внедряют уже давно, с каждым годом совершенствуя её. По идее Росалкогольрегулирования дорогие россияне должны уже давно пить только лучшие и качественные напитки, прошедшие строгий контроль этого самого государственного алкогольного регулирования. А как на самом деле сегодня выглядит «обстакановка»?
И тут выясняется любопытное. Не побоюсь сказать – страшное. Оказывается, до 40% пивной продукции на рынке – это контрафакт. Нелегалка, левизна, «продукция третьей смены» - у этого явления много названий.
Причин тому много. Начиная с того, что сама ЕГАИС не всесильна и, если водка, вино и прочие крепкие напитки обклеены акцизами по-бутылочно, то поток пива пущен тут буквально на самотёк. Нет индивидуальной маркировки на бутылке, на жестяной банке или на кеге.
Поэтому, покупая пиво, в упаковке или на розлив, ты никогда не сможешь с уверенностью сказать, кем, когда, как и в каких условиях оно было произведено и каким видом инфекционного заболевания, не приведи Господь, рискуешь заразиться. Никто никакой гарантии не даёт.
Свою лепту в насыщение теневого рынок активно вносят как и мелкие, так называемые «крафтовые» пивоварни, так и крупные пивзаводы, которые тоже не смущаются гнать серую неучтенку. Причем, крафт сегодня занимает до 30% всего пивного рынка. А там пока такой порядок – если варишь меньше 300 тысяч декалитров в год, но никакой счетчик не нужен, поэтому вари и продавай сколько хочешь.
А если учесть, что большая часть пива «сливается» через розницу, особенно в лице ИП, где этот «слив» никак не декларируются, то картина вырисовывается не очень радостная – ежегодно бюджет недополучает до 22 миллиардов рублей налоговых поступлений.
Штрафные санкции, которые, естественно, есть – просто смешные. Ну, заплатит ИП за «неправильный учёт» 10 тысяч рублейи будет дальше продолжать бадяжить тысячами декалитров.
Короче, проблемы есть и это, что характерно, никто не скрывает. Даже Силуанов про них в открытую сказал. Выход тоже есть. Про это говорит не только наш, но и лучший зарубежный опыт – маркировка. Сплошная маркировка пива.
Понятное дело, производители пива упираются. Основной их аргумент – маркировка сделает себестоимость продукции «намного» дороже. Однако, вопрос – на сколько? Зарубежный опыт показывает, что не более чем на 1-1.5%. А вот положительный эффект от легализации, за счет ухода с рынка теневых схем – до 15-20%. Естественно, для честных производителей, работающих в-белую.
Заметьте, как незаметно для всех прошёл процесс маркировки той же обуви и сигарет. Никто особых скачков цен вверх не ощутил, всё в пределах погрешности уровня нашей нынешней инфляции.
Можно по-разному относиться к вопросам госрегулирования, но согласитесь – когда половина рынка занята нелегалами – это совсем как-то нецивилизованно.