Найти тему

Означает ли, что рынок неконкурентен, если на нем присутствует только один продавец?

Конкурентоспособность, уровень благосостояния, ВВП и другие важнейшие показатели, использующиеся при оценке экономики и уровня развития любого государства, формируются на основе результатов деятельности малого, среднего и крупного бизнеса, функционирующего на конкурентном не только внутреннем, но и внешнем рынке.

Образование, последующее вхождение на конкурентный рынок и успешная и эффективная деятельность на нем субъектов хозяйствования требует поддержки и регулирования со стороны государства, непосредственно заинтересованного в образовании и развитии в перспективе совершенно конкурентного рынка. Как известно, при отсутствии государственного регулирования в сфере распределения и перераспределения прав собственности, ситуация складывается напряженная и практически гарантирующая недостижение равновесия и эффективности, т.к. рыночные агенты являются ограниченно рациональными, эгоистичными, оппортунистически настроенными и готовыми прибегнуть к достаточно сомнительным инициативам, дабы удовлетворить собственный интерес и достигнуть состояния субъективной рациональности. Данное поведение применимо и к более широкому понятию поведения субъектов – конкурентному рынку, т.к. правом собственности здесь выступает доля рынка и уровень рыночной власти.

Достаточно понятная значимость эффективно функционирующего конкурентного рынка как генератора общественного прогресса, появления новых идей, товаров, услуг, безусловно, является одной из приоритетных направлений деятельности государства, законодательно закрепляющего допустимые правила конкурентной борьбы, полномочия государственных органов, отвечающих за антимонопольное и антитрестовое регулирование и т.д.

При анализе и выявлении проблемных зон конкурентного рынка в аспекте обнаруженной доминирующей рыночной власти у одного из субъектов хозяйствования и, соответственно, большей доли рынка, возникает необходимость нахождения тому причин и объяснений, а также предложения возможных путей решения возникшей проблемы.

На первый взгляд может показаться, что если на рынке присутствует один продавец или доля рыночной власти в его руках настолько велика, что присутствием остальных продавцов можно пренебречь, то положение агента является монопольным, а рынок, в свою очередь, является неконкурентным. Однако, все не так очевидно, как кажется.

На самом деле, неэффективной является только рыночная монополия, в то время как естественная и легальная монополии достаточно обоснованы и эффективны для конкуренции. Первая ограничивает появление новых субъектов и вхождение их на рынок путем создания искусственных барьеров, например, заключение исключительных контрактов с агентами, занимающимися сопутствующими видами деятельности, что снижает эффективность рынков из-за отсутствия конкуренции.

-2

Субъекты, занимающие доминирующие и влиятельные позиции на рынке в силу своей технологической оснащенности, инновационности, высокого сервиса и клиентоориентированности, непревзойденного качества и выгодных условий, являются монополистами заслуженно, но все в тех же условиях конкурентного рынка, а значит и играют по его правилам, ощущая на себе все давление приходящих конкурентов и результатов их конкурентной борьбы за право соперничества. Стоит такого вида монополистам «ослабить хватку» и доля рынка перераспределится в пользу конкурентов.

Напрашивается вывод, что функцией государства является не борьба с монополией как таковой, а со злоупотреблением монопольным положением. Присутствие на рынке одного единственного продавца вовсе не означает то, что «игра» ведется на неконкурентном рынке, т.к. таким монопольным положением может обладать вполне заслуживающего этого субъект, играющий по тем же рыночным правилам, что и его конкуренты, и ощущающий «их дыхание в спину» при любом неэффективном решении.

Возможно, все вышесказанное прозвучало как истина последней инстанции, но это, естественно, не так. Готов выслушать любую другую точку зрения. Буду рад любой пище для мозга!