Тема создания искусственных людей, выросшая из фантастических историй о роботах, поднимается все чаще и пока не наскучила, по крайней мере мне. Поскольку это пока что далеко от устойчивого научного представления, вариантов развития событий довольно много. Но практически все они призывают к осторожности и обдумыванию возможных последствий.
Про несколько подобных фильмов я уже писала вот здесь. Сегодня - еще парочка очень неплохих образцов жанра.
*****************
Морган
Morgan (2016, режиссер Люк Скотт)
В отдаленном научном подразделении вырастили девочку-киборга Морган (Аня Тейлор-Джой).
Она быстро растет (в пять лет уже взрослая девушка), умная, овладевает необходимыми эмоциями.
Ученые в отделе ее любят как дочку или подругу. Особенно Эми (Роуз Лесли), которая порой нарушает правила и водит киберподружку в лес к озеру. Однажды Морган увидела раненую олениху, и ее переклинило. Она напала на одну из разработчиц.
Инцидент требует расследования, и в лабораторию высылают комиссию: психолога Шапиро (Пол Джаматти) и бизнес-эксперта Ли (Кейт Мара).
Шапиро мало того что опоздал, еще и потребовал общения не через пуленепробиваемое стекло, а потом вывел девчушку из себя, и теперешний ее сбой оказался страшнее прежнего.
Ясное дело, что конкретно эту девушку, как продукт, винить вообще не в чем. Но и давать ей такие поводы, да еще не соблюдая технику безопасности, абсолютный провал.
Почти ребенок с ангельским личиком и огромными инопланетянскими глазами превращается в боевую машину, при этом периодически выдавая детские жалобы и обещания не тронуть любимую Эми.
То, что девица обладает телепатией, все знали. Что ее реакции молниеносны, а сила безгранична - тоже. Тем не менее шли на поводу у собственной сентиментальности и делали паузу перед тем, как выполнять задуманное, чтоб она все прочитала и моментально среагировала.
Фильм оказался довольно динамичным и весьма суровым. Тем не менее, он произвел впечатление и удерживал у экрана до конца.
У него не слишком благоприятные оценки и отзывы, но я думаю, что для своей ниши малобюждетного киберхоррора он вполне достойно сделан. Все аккуратно упаковано в полтора часа, и заскучать было некогда.
Концовка пусть и просчитываемая, но достаточно эффектная - хотя бы потому, что я верила в чуть более щадящее завершение.
Актеры может и не имели возможность показать тонкие переживания, но то, что им было отпущено, сыграли прекрасно.
******************
Зои
Zoe (2018, режиссер Дрейк Доримус)
Сама по себе история - много раз рассказанная.
Отношения Пигмалиона и Галатеи.
Отношения настоящего и искусственного человека.
Но в моем понимании, именно в этом фильме затронуты некоторые не слишком банальные аспекты, ставятся несколько иные вопросы, чем обычно.
Повествование ведется фактически от лица девушки Зои (Леа Сейду), которая работает в сфере создания искусственных партнеров для одиноких людей. Они практически ничем не отличаются от людей, разве что какой-то конкретный функционал усечен в благих целях.
Зои влюблена в своего руководителя Коула (Юэн МакГрегор) и не понимает, почему он при явной взаимной симпатии не отвечает ей тем же. В лаборатории разработаны всевозможные тесты для достижения максимальной совместимости синтетиков с людьми. Собственно, здесь это популярная тема - подбор партнера, и решается это вполне осязаемыми особями.
Тест показал Зои нулевую совместимость с Коулом. Девушка не может в это поверить и спрашивает его напрямую, что он думает о возможности чувств и отношений между ними. И узнает то, что рушит ее душевное равновесие.
Тут я немножечко вспомнила Солярис и то, как Хари пыталась осознать свою ненастоящесть.
Здесь чем-то похоже, но условия совсем другие, да и намеренность создания таких существ порождает определенные вопросы.
В фильме есть еще одна тема: искусственное, с помощью препаратов создание временной любви двух человек друг к другу, равноценное по силе первой любви. Вот эти две линии взаимодействуют, сочетаются и пересекаются, давая новые обстоятельства развития отношений.
На самом деле - что означает совместимость двух людей?
Потенциал в развитии высокого чувства, долгой и верной любви?
Или то, что они подходят для бесконфликтного продуктивного сосуществования?
Если два существа испытывают друг к другу влечение, имеют физическую возможность для всех проявлений любви, но знают о различиях в своей природе происхождения - можно ли быть вместе и счастье ли это?
Может быть, если бы прошло много лет и все уже привыкли к такой возможности, никого бы это уже не останавливало. А может, дело в том, что Коул слишком хорошо понимает эти различия в силу своей профессии, он знает, что у Зои внутри и чем обусловлено ее поведение.
Все эти шероховатости копятся и приводят к конфликту желаемого и того, что выглядит правильным, необходимым.
И очень логичным выглядел бы грустный финал. Но создатели фильма решили, что хватит уже печальных концов в данной тематике :)
Фильм произвел очень хорошее впечатление. Брутальный МакГрегор; очень милая Сейду, похожая на молодую Гурченко, но симпатичнее;
и немного на заднем плане - Тео Джеймс в роли синтетика, готового помочь и поддержать, даже оставаясь просто другом.
Ах да, Агилера тоже есть :)
***********
Также: еще фильм Доримуса о любви в фантастическом мире
Смотрели эти фильмы? Что думаете о них и о теме в целом?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще :)