Привет, меня зовут Андрей. Я уже 4 года веду свой бизнес в сфере торговли через интернет-магазин. В основном, это мобильные аксессуары и техника Apple.
За все время моей работы и общения с другими предпринимателями я определил 3 ключевых фактора, по которым стоит выбирать нишу.
Фактор первый – категория бизнеса
Всего есть три категории.
От того в какой из них вы выберите нишу будет зависеть 70% успеха вашего будущего дела.
Практически все люди делят свои расходы на 3 типа, описать их можно так:
1. Обязательно нужно оплатить, иначе невозможно;
2. Первым делом на свободные деньги куплю вот это;
3. Куплю ненужную мне вещь или услугу, просто потому, что могу себе позволить.
Первая категория – это платежи, по типу оплаты за ипотеку или аренды квартиры, покупка продуктов, оплата коммуналки и подобное. Не важно, человек хочет тратить на это деньги или нет, он просто обязан это оплачивать. Открытие бизнеса в первой категории никогда не оставит вас без дохода. Вы никогда не будете бояться, что клиенты перестанут покупать ваш товар или услугу. Даже если завтра произойдет апокалипсис, то Магнит и Пятерочка, продолжат зарабатывать.
Вторая категория – это то, ради чего человек вообще живет и работает, это его маленькие или большие цели и мечты. Новый телефон, автомобиль, поездка заграницу, покупка жилья, компьютер и т.д. Товары и услуги из второй категории продавать совсем не сложно, люди сами хотят их купить и человека не приходится уговаривать. Открывая бизнес в этой категории, у вас конечно же будет задача наладить хорошую рекламу, но если есть трафик людей, то и продажи будут 100%, а значит будет и прибыль.
Третья категория – это те товары и услуги, которые человек вообще не планирует, как правило, покупать. Например, товары из сексшопа или покупка какого-то обучающего курса. Сюда можно также отнести походы в рестораны, кинотеатры, аренду велосипедов, самокатов, различные аттракционы, детейлинги, услуги грузчиков, клининг и т.д. Человека всегда нужно будет уговаривать купить именно у вас, а если он и согласился, то через 10 минут может передумать, либо купить вообще что-то другое. Открытие бизнеса в 3 категории – самое неблагодарное дело. Во-первых, клиентов всегда будет не хватать, во-вторых, реклама всегда может стать нерентабельной и стоить больше, чем вы зарабатываете, в-третьих вы всегда будете уговаривать каждого клиента на покупку.
Если подвести итог, то категория бизнеса это как-бы внутренняя сила ниши. Например, если вы пробили колесо на своем авто, то 100% заплатите за шиномонтаж. А если вы идете в парк, то продать вам аренду велосипеда или билет на аттракцион уже будет сложной задачей.
Я бы вам рекомендовал открываться во второй категории. В первую входить дорого, плюс нужен уже хороший опыт. В третьей даже опытные предприниматели часто терпят поражение, из-за различных мелочей и маленьких недочетов.
Бизнес во второй категории можно открыть со стартовым бюджетом от 100 000 рублей.
Фактор второй – объем рынка
Новички практически никогда не смотрят на объем рынка, это роковая ошибка. Как правило, новичок смотрит на конкуренцию, вместо объема рынка. В итоге находит нишу без конкурентов, но и объема рынка в ней тоже нет. Такой подход сразу убивает ваш бизнес, еще до открытия.
Что такое объем рынка? Это кол-во денег, которое люди тратят на продукты и услуги конкретной ниши.
Например, объем рынка парикмахерских (в том числе и барбершопы) в 2019 году в России составил 96 млрд рублей. Достаточно не плохой показатель для бизнеса третей категории. А вот алкоголь составил уже 2056 млрд рублей.
Как вам такой поворот? Если открыть парихмахерскую или магазин с алкоголем, какой из этих бизнесов 100% будет иметь продажи, даже без анализа других факторов?
Как видите, если посмотреть на цифры объема рынка, то выбор из каких-то определенных ниш становится очевидным, а если еще и откинуть из них бизнесы третей категории...
Чем вы рискуете, выбирая нишу с маленьким объемом рынка?
1. Вы столкнетесь со сложной настройкой цепочек рекламы. Что проще, найти человека, который хочет купить батон хлеба или целебные травы из гор Кавказа?
2. Каждый дополнительно открывающийся конкурент, может просто убить ваши продажи. Так как клиентов и так очень мало, а конкурент легко может забрать половину из них и даже больше. А конкуренты рано или поздно будут появляться. В нишах с большим объемом рынка, такой проблемы нет.
3. Как правило, ниши с маленьким объемом рынка относятся к третей категории бизнесов. Это означает в первую очередь, что продажи всегда будут сложными. Вам придется работать индивидуально с каждым клиентом, но чистая прибыль от этого больше не становится.
Фактор третий – маржа
Во-первых, что такое маржа?
Может ли маржа быть 400% или нет? Большинство новичков вообще не знают, что такое маржа, какой она должна быть и как ее считать.
Если ты думаешь, что тут все просто, тогда ответь на вопрос, в чем разница маржи от наценки и рентабельности?
Маржа это процентное соотношение наценки от общей (розничной) цены.
Например, вы продаете силиконовый чехол на iPhone за 1000 рублей. При этом, купили его у поставщика за 150 рублей. Так вот маржа тут 850 рублей, или 85%, а наценка 850 рублей или 850%.
На примере одного товара посчитать маржинальность (%) не сложно, а вот если у вас 100, 500 или 1000 товаров? Тут уже никак не обойтись без составления таблицы (товарной матрицы) и просчета по формулам. Самое простое решение это таблица в Эксель.
Какой должна быть маржа?
Часто новички отнимают от розничных цен конкурентных магазинов цену, которую им предложил поставщик, видят там сумму в районе 1000-1500р и думаю, что это будет их чистая прибыль. И с каждой продажи они заработают примерно 1000-1500р. Это грубейшая ошибка.
Для начала установим такой факт, что есть валовая прибыль, а есть чистая прибыль. Так вот маржу можно приравнять к валовой прибыли, это разница между выручкой и себестоимостью.
Но нужно учитывать и расходы, которые делятся на постоянные и переменные. Если от валовой прибыли (маржи) вычесть расходы (постоянные и переменные), то останется чистая прибыль.
Маржа должна быть такой, чтобы после вычета расходов (постоянных и переменных) у вас оставалась чистая прибыль не менее 1000-1500р.
О расходах.
Переменные – это такие расходы, которые можно рассчитать на одну продажу. Например, себестоимость рекламы на одну продажу, либо себестоимость одной доставки. Естественно переменные расходы взаимосвязаны с кол-вом продаж. Больше продаж, больше рекламных расходов и т.д. Когда вы на одну продажу считаете точную стоимость всех переменных расходов – такой расчет называется юнит экономика.
Постоянные – это такие расходы, которые не меняются от кол-ва продаж. Например, аренда помещения, оклад сотрудников и подобные.
Как оценивать нишу по третьему фактору?
Все просто, нужно найти средние розничные цены конкурентов на те товары и услуги, которые вы планируете продавать. Вычесть из их цены себестоимость, постоянные и переменные расходы и оставшаяся сумма – будет чистой прибылью, она должна быть с каждой продажи не менее 1000-1500р.
Итог
Чтобы выбрать правильную нишу, вам не нужно искать направление без конкурентов. Вам вообще не нужно думать при выборе ниши про конкурентов. Вы в любом случае будет отталкиваться от их цен при расчете прогнозируемой чистой прибыли. Если ниша слишком забита конкурентами, то она просто не пройдет по третьему фактору.
С конкурентами не нужно бороться, вам просто нужно будет сделать более выгодное предложение. Удобнее месторасположение, дополнительную гарантию, бесплатную доставку, какой-то подарок к покупке или что-то подобное. Цену при этом ставить просто ниже конкурентов не нужно. Это не работает.
Ваша выбранная ниша должна быть в 1 или 2 категории бизнесов, у нее должен быть хороший объём рынка (не менее 50 млрд в год) и чистая прибыль с каждой продажи не менее 1000-1500р.
Кстати, вы можете рассмотреть нашу франшизу A-Store.su. Мы предлагаем продажу техники Apple и аксессуаров через интернет-магазин. Начать такой бизнес можно с бюджетом 250-300 тысяч рублей. Чистый доход такого бизнеса в регионах от 50 до 150 тыс в месяц.
Дополнительно обратите внимание
Ограничения в рекламе.
Например, алкоголь и табак вы не сможете никогда рекламировать в интернете и прочих СМИ. Вы уверены, что сможете привлечь клиентов?
Лицензия на деятельность или сертификаты.
Вы сможете получить лицензию на свою будущую нишу? Вы заложили ее стоимость в первоначальные расходы? Например, чтобы рекламировать услуги косметологии необходимо предоставить лицензию в рекламный агрегатор.
Экологичность и законность бизнеса.
Экологичный бизнес – это когда он не вредит людям. Вы психологически готовы продавать алкоголь и портить здоровье своих клиентов, улыбаясь им в лицо? Если ваш бизнес работает, за счет лазеек в законе, то закрытие вашего бизнеса, это просто вопрос времени. Например, франшиза Алкополис продает алкоголь ночью, прикрываясь лицензией бара, ресторана, клуба. И они обязаны каждому клиенту продавать каждую бутылку открытой. В любой день их бизнес может закрыться, а все франчайзи потеряют огромные деньги. Зачем вам переживать каждый день, что вы нарушаете закон?
Необходимость большого стартового капитала.
Некоторые люди думаю, что они могут продавать абсолютно любой товар не закупая его. Мол поставщик сам доставит его клиенту, примет оплату, выдаст чек и отправит вам вашу наценку. Не нужно быть такими наивными. Такие условия вы можете получить только по связям. Например, при покупке франшизы. В ином случае, вам поставят высокую оптовую цену, и от чистой прибыли ничего не останется.
Налоги.
А вы считали в расходах налоги? Так вот их нужно тоже учитывать. Рано или поздно вы их начнете платить и, если с их вычетом у вас чистого дохода не останется, то зачем вообще нужен такой бизнес?
Малую осведомленность в деталях ниши.
Если вы ничего не знаете о технике Apple, то вы 100% потерпите поражение в ее продажах. Первые 3-4 вопроса от клиента и ваш магазин, станет последнем местом, куда пойдет этот клиент. А если вам поставщик продал не оригинал? А куда отправить клиента с гарантийным случаем? Если вы сейчас ничего не знаете о выбранной вами нише, то вы должны знать, где и как вы можете ознакомиться со всеми ее тонкостями. Например, вы покупаете франшизу или ваш друг ведет такой же бизнес.
ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ИЛИ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ, С РАДОСТЬЮ ОТВЕЧУ ВАМ НА ВОПРОСЫ.
Лайк помогает в продвижение блога, поставьте пожалуйста лайк)