Два участника Союзного государства – Беларусь и Россия, оказались в ситуации цугцванга.
При этом, в данном положении оказались как А.Г. Лукашенко и В.В. Путин внутри своих стран, так и Беларусь и Россия между собой в рамках Союзного государства.
И так, внутри Беларуси.
Несмотря на огромные достижения А.Г. Лукашенко в обеспечении устойчивого развития белорусской нации в рамках суверенного, независимого социального государства, тем не менее, его длительное нахождение на посту президента и участие вновь в состоявшихся недавно выборах оказались основным поводом для проявления гражданами недовольства, приведшей к дестабилизации Республики.
Судя по расцветке флагов, под которыми выступает так называемая оппозиция, совсем нетрудно предположить о том, в чьих интересах они действуют.
Александр Григорьевич оказался в ситуации, при которой и уйти нельзя – иначе все его усилия, достижения пойдут прахом, и остаться невозможно без проведения кардинальных политических реформ в интересах нации.
Внутрироссийская ситуация.
Схожая с белорусской: это и огромный вклад Владимира Владимировича в укрепление российской государственности, и длительное нахождение на вершине власти, и растущее недовольство граждан, проявляющееся в протестных акциях.
После принятия поправок к Конституции В.В. Путин оказался в положении, когда и реальные дела нужны во имя благополучия народа, дабы обосновать необходимость в принятых поправках, и невозможность их осуществления ввиду сложной экономической ситуации, помноженной на клиентелизм и коррупцию, и возрастающее недовольство граждан действиями властей.
Иными словами, обстоятельства сложились вокруг В.В. Путин таким образом, что любое его действие, направленное на сохранение своего личного положения, может привести к его ухудшению.
В положении цугцванга оказались и отношения между руководителями стран-участниц Союзного государства. И вот почему.
1. В условиях возрастающего самосознания двух братских народов стало невозможным осуществлять процесс углубления интеграции государств по инициативе «сверху» – помимо воли народа.
2. Без воли народов нельзя создать единое государство путем присоединения.
3. Присоединение нельзя осуществить без установления государственной идеологии в России как продолжателя СССР ввиду невозможности совместить в единое целое существующие в настоящее время две несовместимые политические системы, базирующиеся на разных принципах: в одной стране – на принципах социализма, в другой – больше присущих капитализму.
4. Без присоединения Беларуси представляется затруднительным для В.В. Путина подтвердить свою востребованность для новой роли объединителя народов, в то время как для А.Г. Лукашенко такое объединение грозит утратой власти.
5. И для руководства Беларуси, и для руководства России является невозможным отпустить Беларусь в объятия Запада.
Реальность такова, что, с одной стороны, велик соблазн втянуться в необратимый процесс противостояния с народом и народами, следуя посылу, что власть не может проявлять слабость и уступать под давлением улицы (множа таким образом ошибки, последствия которых непредсказуемы, и для стабильного транзита власти вряд ли будет полезно), с другой – происходящие в мире общественно-политические процессы дают президентам возможность проявить себя как дальновидными, мудрыми и истинно национальными лидерами, озабоченными лишь интересами своих народов.
Выход видится в использовании тенденций общественного развития, обозначившихся в период Информационно-технологической революции, к числу которых можно отнести следующее.
1. В условиях Информационного общества Народ уже не хочет мириться с отведенной ему ролью статиста (хотя и содержателя государства), а это значит, что провозглашенный в конституциях обоих государств принцип верховенства власти народа должен иметь реальное наполнение.
2. Процесс развития обществ в период Технологической революции показывает ущербность политического способа формирования власти – через политические партии, группы и группировки, приводящие в итоге к клановости, кастовости и стремлению укорениться во власти навечно.
3. Народ интуитивно стремиться к тому, чтобы, во-первых, власть представляла собой общественную функцию и была бы сменяемой, во-вторых, власть должна представлять единую систему во главе с постоянно действующим институтом непосредственного волеизъявления, в-третьих, власть как общественная категория должна служить общему благу, опираясь при этом на коллективизм и народное хозяйство, а не на индивидуализм и рынок с примесью базара и барыг, в четвертых, для государства интересы народа являли собой высший смысл и мерило его деятельности.
Как представляется, наиболее приемлемой формой воплощения указанных выше взаимосвязанных обстоятельств могло бы стать создание единого государства, например, - СОЮЗа СОЦИАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ.
При этом, в интересах вовлечения граждан в этот процесс было бы целесообразным инициировать руководством обеих стран разработку совместного проекта Декларации народов России и Беларусь об основополагающих принципах создания единого государства с последующим вынесением его на всенародное обсуждение.
По одобрению народами Декларации приступить к созданию Конституционного Собрания с привлечением широкой общественности для разработки проекта Конституции Союза.
Смысл данного предложения заключается в том, чтобы на одну чашу весов положить такую ценность (такое решение, такую повестку), чтобы по значимости в несколько крат перевесила другую чашу – с огрехами руководителей, создав таким образом условия для внедрения в практико-правовую действительность совершенно иной тип власти, и, следовательно, новые возможности не для политиканов с мутными целями, а профессионалов новой формации, которыми власть будет рассматриваться не как «золотая рыбка» - поймал и царствуй, а как ноша, хоть и почетная, но не для каждого посильная.