Бизнес в Анапе — это огромная и отдельная тема, которая может уместиться в целый блог. Но я вам расскажу, как его вижу я.
До недавних пор, у меня тоже была небольшая отдушина, в виде студии красоты. Три с половиной года я пыталась обзавестись базой клиентов для своих мастеров. Сама я не брала клиентов, пыталась превратить студию в бизнес, а не работу.
Как я раньше упоминала, наплыв и отток отдыхающих похожи на вдох и выдох города.
На вдохе и делаются деньги на любом курорте. Но после короткого вдоха, следует затяжной выдох, который съедает всю прибыль за лето. Более ушлые предприниматели научились ловить только вдохи, а на выдохе едут зимовать в более крупные города, там работа и клиенты, и возможности, и какая ни какая стабильность. Но жажда наживы все равно тянет их летом «сорвать бабла на отдыхайках»
В основной своей массе, местные жители имеют какой-нибудь Бизнес: гостиницу, салон красоты, ремонтную бригаду, кафе, ресторан, сезонный магазинчик, точки кваса или мороженого, прогулочный катер или катамараны. Все это работает только в сезон. Зимой же, кто по умнее, сворачивают лавочку и просто ждут следующего лета. Я была упёртой дамой, и решила что моя студия будет круглогодичной, о чем очень пожалела.
Дело в том, что хоть в городе и есть постоянное население, в размере 88000 человек, но эта цифра настолько условная, что по факту, мы не досчитываемся и половины от этого количества. Часть уезжает зимовать в другие города, хоть и прописаны здесь. Другие наоборот, и вовсе здесь не живут, а просто прописаны в городе. У остальных к ноябрю просто заканчиваются свободные деньги.
Любое дело в сфере услуг или развлечений, завязано именно на этих свободных деньгах. Когда встает выбор между: покушать и новой прической, заплатить коммуналку или сходить в кафе, купить обувь потеплее или прокатиться на катере по волнам, люди всегда выберут первое. Это логично.
Открывшись в феврале, как ногтевая студия на два столика, я по началу радовалась, как развивается мое дело. Сначала клиентов было немного, но я была готова к этому. Потом, с каждым месяцем все больше и больше. В августе я уже пищала от радости и гордости, от того что у меня все более чем идеально. Салон был забит на 130%. В сентябре я расширила штат мастеров. Вот тут то и пришло понимание местного бизнеса. Теперь мастера становились ко мне в очередь на работу, а клиентов было все меньше.
Это гадкое чувство, когда тебе нужно сокращать мастеров. Когда тебе нужно уволить человека, не за его проступок, а за твой. Когда ты ошиблась, взяв на работу больше человек, а теперь не сможешь обеспечить работой и половины мастеров. И нужно решать кто слабое звено.
Сократив штат в половину, к ноябрю пришло понимание, что даже одного мастера много для остатка зимы. Были простои по две недели без единого клиента... Мастера обвиняют тебя, в том что нет клиентов. Клиенты жалуются, что дорого. Я обвиняю мастеров в том, что они не умеют привязать клиента к себе. В общем, к декабрю все измотаны.
Декабрь. Вернее конец декабря, в любом салоне прибыльный. Но не тогда, когда от тебя ушли все мастера. Последняя неделя декабря похожа на неделю августа. Клиенты звонят, а ты им говоришь "сейчас все занято, могу записать вас через два дня" на эту фразу люди не отвечают, просто бросают трубку и звонят в очередной салон, где опять же слышат отказ. В январе и феврале ты еще теплишь надежду на то, что всяческие розыгрыши и реклама помогут хоть что-то заработать. Но это просто слив бюджета в никуда, так как денег в городе просто не остается практически ни у кого.
И только в апреле появляется лучик надежды, клиенты снимают шапки и перчатки, одевают босоножки. Настала пора маникюров и педикюров! Как обычно, клиент есть, мастера нет. Точнее у мастера нет всяческого настроения приходить на работу. Он уже не верит в то, что на этом месте можно что-то заработать. Опять подбор персонала... А вместе с этим и слив старых клиентов, ведь клиент, как ни крути завязан на мастере, и он с большой неохотой пробует новую мастерицу...
Май. Клиентов хватает, мастеров хватает, пробуем новые услуги, расширяем штат к лету, но тут персонал поголовно отпрашивается на шашлыки и в отпуска. В отпуск, после месяца работы Карл! Допустим съели, люди в очередь не становятся. Не то время сейчас, люди уходят к конкурентам. Больно за каждого упущенного клиента. Он сделал выбор среди десятков салонов в пользу моего, но приходится его терять, из-за того что мастер на шашлыках.
Июнь-август. Все вроде бы не плохо, но клиенты спрашивают, почему так мало услуг, просят найти им парикмахера и визажиста, и косметолога, и лешмейкера. Готовы платить за весь спектр услуг. А я помню как прошлой осенью увольняла людей, как смотрела им в глаза и извинялась за то что не могу обеспечить их заработком. Встает вопрос: нанимать сейчас, чтобы уволить через месяц, или упускать деньги.
А дальше все по кругу. Бесконечная текучка кадров, кто-то работает ужасно, кто-то чуть лучше, но на долго никто не остается. Тут мастера работают не от души, не по призванию. Здесь привыкли обдирать людей. 80% клиентов все равно не местные и не придут второй раз, как ни старайся. Так зачем напрягаться, нужно просто урвать побольше денег с каждого зашедшего, и все. Так думают почти все местные. На работу нужно нанимать приезжих, у них другое мышление, они работают иначе. но почти все сдаются через пару лет, когда понимают, что к городу нужно подстраиваться, не сделать тут денег в несезон.
Поэтому я и пришла к выводу, что бизнес в Анапе как не крути, а все равно сезонный. Каждый год новый салон, новое название, новые мастера, новые клиенты. А зимой путешествия и поиск вдохновения к следующему вдоху.