Найти тему

1 сентября 1939 года. Сталин, Гитлер и "Ледокол". Каяться ли нам?

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Эта дата считается днём начала Второй мировой войны – самой кровопролитной в истории.

Гитлеровцы вели наступление с трёх сторон – с запада (собственно территория Германии), с севера (Восточная Пруссия) и с юга (оккупированная Чехословакия). У поляков не было шансов, тем более что 17 сентября Красная Армия заняла районы Западной Белоруссии и Западной Украины, ранее принадлежавшие Польше.

Речь Посполитая снова исчезла с карты.

Что предшествовало этому? 19 августа в Берлине Германия и СССР подписали торговое соглашение, а 23-го в Москве был подписан пакт, известный нам по фамилиям подписавших – Молотов и Риббентроп. Гитлер получал доступ к разнообразным советским ресурсам, что позволило ему начать войну с Польшей.

Ф. Гаусс, И. фон Риббентроп, И.В. Сталин и В.М. Молотов при подписании советско-германского договора. Москва, 23 августа 1939 г.
Ф. Гаусс, И. фон Риббентроп, И.В. Сталин и В.М. Молотов при подписании советско-германского договора. Москва, 23 августа 1939 г.

Почти тридцать лет назад, в начале 90-х, в свободном доступе появились книги Виктора Суворова (он же бывший советский разведчик Владимир Резун, бежавший на Запад). В первой своей книге, «Ледокол», он с предисловия обвинил Советский Союз в разжигании войны, начиная с 20-х годов, когда в Германии, в которой не удалось в 1920-23 годах зажечь коммунистическую революцию, был найден Гитлер с его «Mein Kampf». Сталин якобы привёл его к власти в 1933-м, а затем активно помогал тому, чтобы Гитлер уничтожал европейские страны – одну за другой.

В итоге в Западной Европе не осталось сил, которые могли бы противостоять Германии. Только Британия, на которую нужно было высадить десант летом 1941-го. И в пустую Европу Сталину оставалось бы ввести миллионы солдат и офицеров, тысячи танков и самолётов. До конца осени (а дату советского вторжения Суворов определил 6 июля) была бы оккупирована вся Европа.

Талантливо написанные, «Ледокол» и другие книги Суворова, вызвали в нашем интересующемся населении чувство растерянности и глубокой вины за всё, что произошло в 40-е годы.

Наша страна понесла больше всего жертв. По Суворову, напрасных, ибо в погоне за наступлением проморгали 22 июня. Битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинград, миллионы жертв и европейские концлагеря – всё это было нам предъявлено.

Из моей домашней библиотеки
Из моей домашней библиотеки

Что можно сказать? Многое так и есть. В советской истории немало черных страниц и «скелетов в шкафу».

За эти годы мы не говорили о том, что Запад так же пестовал Гитлера, давал ему деньги, снабжал нефтью и другим сырьём. Потворствовал ему в ревизии Версаля, проглатывал присоединение Австрии и согласовывал в Мюнхене захват Чехословакии.

После 1 сентября Британия и Франция объявили войну Гитлеру, но эта война была «странной». Только в 1940-м Гитлер оккупировал Францию и начал бомбить Британию, а на морях началась война на истощение.

Германия проиграла и эту войну. Фактически ей нужно было делать шаг через Ла-Манш, но Гитлер пошёл на Москву. Сталин в возможность вторжения не верил до последнего (видимо, это так и есть), откуда и столько жертв.

Ещё раз – так ли это? Нужно ли каяться нам?

Сейчас трудно сказать, готовил ли Сталин бросок на Запад. Если даже готовил – броска не произошло. Советский Союз чуть сам не проиграл. Даже если у Сталина были мотивы к этому, то события не произошло.

Если разделить все стороны событий на три части (Советский Союз, Германия и англосаксонские державы), то ангелом не был никто. И Сталин, и Запад рассчитывали на то, что Гитлера удастся использовать против будущих союзников по антигитлеровской коалиции.

Гитлер здесь оказался «самым честным». Но не по соображениям морали, а потому, что был авантюрным фаталистом, в отличие от Сталина, Черчилля и Рузвельта. И оказался «пешкой» в чужих руках, хоть и сильной. Но шансов на выигрыш почти не имел. Изначально.

Так стоит ли нам стыдиться? Видимо, лишь за то, что не пошли в Европу в 1941-м сами.

И не у Запада, а у своих погибших нужно просить прощения.

Ни Гитлер, ни Сталин завоевать мир не смогли. Вождю в Кремле удалось ненадолго взять под контроль только половину мира. Главный приз по итогам Войны взяли США (с правом диктовать миру свою версию событий), но и сейчас их время истекает.

Долго Запад казался «белым и пушистым», но видно, что это не так.

Поэтому ещё раз спрошу – а за что нам каяться? И могла ли хоть одна из сторон тогда выжить и победить, оставаясь невинной?

Своё мнение прошу выражать в комментариях…

Читатели всех стран, ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь!!!

Это поможет мне развивать канал