В 1916 году в Бостоне едва не произошло ЧП: 9-летний сын миллионера и совладельца сети универмагов Fliene's Луиса Кирстейна планировал побег из дома. Побег в итоге сорвался, но примечательна причина, по которой маленький Линкольн Кирстейн решился на этот шаг: он хотел увидеть "Русский балет". Труппа Дягилева гастролировала в Америке и оказалась в Бостоне, но родители не позволили Линкольну посетить спектакль. Кирстейны были образованными людьми и ценителями прекрасного и поощряли в своих отпрысках тягу к искусству, но гастрольный репертуар дягилевской труппы включал балет "Шехеразада", по тем временам страшно неприличный, и мистер и миссис Кирстейн решили, что это не для детей. Линкольн же был готов на все, чтобы увидеть настоящий балет. Похоже, что уже в 9 лет он жил по принципу "все или ничего" и без колебаний многое ставил на карту ради того, что было для него важно.
Линкольн Кирстейн рос, путешествовал, учился в Гарварде и, подобно гениям Ренессанса, добивался если не успеха, то достойных результатов во многих областях сразу - писал пьесы и романы, пробовал себя в журналистике и критике, рисовал, фотографировал, играл на фортепиано, жил в Лондоне и общался с интеллектуалами из группы Блумсбери... Но страсть к балету не проходила. Кирстейн одно время учился танцу у Михаила Фокина, но у него не было ни малейших данных для того, чтобы стать танцовщиком, - он был высоченного роста, крупный, неуклюжий. Ему самому вскоре стало очевидно, что нужно искать другую возможность проникнуть в балетный мир. Обладая огромным состоянием, он мог стать импресарио, таким, как Дягилев.
В Америке на тот момент не было балетной труппы такого уровня, чтобы она могла заинтересовать максималиста Кирстейна. Но он не отчаялся и решил, что создаст ее сам с помощью балетмейстера, которого "импортирует" из Европы. Позднее Кирстейн вспоминал, что с самого начала решил: таким балетмейстером мог стать только Джордж Баланчин, другие кандидатуры он якобы даже не рассматривал. Но мы все-таки рискнем предположить, что Баланчин был единственной значительной фигурой, которую напористый дилетант Кирстейн мог уговорить на такую авантюру - бросить все и сорваться с ним за океан, чтобы создавать там с нуля американский балет. Баланчину, собственно, и нечего было бросать: тогда он был в отчаянном положении. Подвернулась было работа в новорожденной амбициозной труппе "Балет 1933", но и этот проект оказался быстро похоронен. Линкольн Кирстейн со своим предложением подвернулся исключительно вовремя.
1934 год - год рождения балета в США. В этом году Джордж Баланчин прибыл в Америку, и была основана Школа американского балета (таково было условие Баланчина: сначала - школа, профессиональная компания - потом). Упомянем ради справедливости и другого мецената, который разделил расходы с Кирстейном, - Эдварда Варбурга. Но Линкольн Кирстейн был главной движущей силой проекта и поддерживал Баланчина во всем. Как он сам вспоминал позднее: "Единственный смысл всего для меня был в том, чтобы Баланчин делал то, что хочет, и именно так, как хочет".
В 1946 году Баланчин и Кирстейн пошли дальше и основали балетную труппу, которая в через два года получила постоянное название, под которым ее сегодня знает весь мир, - New York City Ballet. Кирстейн являлся генеральным директором компании со дня основания до 1989 года (то есть, пережил на своем посту Баланчина, который умер в 1983 году).
При этом его интересы никогда не замыкались исключительно на балете. Он активно поддерживал художников и художественные собрания. В годы Второй мировой войны и после нее работал в рамках государственной программы США "Памятники, изобразительное искусство и архивы", целью которой была защита исторических и культурных памятников от разрушения. Вместе с американской армией Кирстейн бывал непосредственно в зонах боевых действий - во Франции, потом в Германии, только целью его было не уничтожать врага, а находить и спасать от разрушения сокровища культуры.
Кирстейн был женат на Фидельме Кадмюс, художнице и сестре более известного художника Пола Кадмюса. Брак был, что называется, "открытый" - супруги дали друг другу полную свободу. В основном между ними царило взаимопонимание, но все же до мира в доме было далеко, потому что Фидельма страдала от нервных срывов, а Кирстейн всю жизнь, особенно начиная с 1970-х годов, боролся с биполярным расстройством, которое в то время толком не умели корректировать. В худшие периоды его забирали в психиатрическую лечебницу, где держали в смирительной рубашке.
Фидельма умерла в 1991 году. Линкольн Кирстейн - в 1996 году. Ему было 88 лет.