Найти в Дзене

РЕАЛИЗМ В ТЕКСТИЛЕ

Лиза Лихтенфельс, США
Гениальная американская художница Лиза Лихтенфельс, работающая в технике текстильной скульптуры, не нуждается в представлении. Ее работы настолько одухотворены и реалистичны, что порой, даже подойдя вплотную к кукле, выполненной в масштабе Life-size (размеры приближены к пропорциям реального человеческого тела), просто отказываешься верить в то, что перед тобой - не живой

Лиза Лихтенфельс, США

Гениальная американская художница Лиза Лихтенфельс, работающая в технике текстильной скульптуры, не нуждается в представлении. Ее работы настолько одухотворены и реалистичны, что порой, даже подойдя вплотную к кукле, выполненной в масштабе Life-size (размеры приближены к пропорциям реального человеческого тела), просто отказываешься верить в то, что перед тобой - не живой человек…

Лиза Лихтенфельс любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «Кукольного Мастера» Анны Ремизовой-Грановской .

Как давно Вы стали заниматься куклами?

Лиза: Это случилось давным-давно, в Пенсильвании. Мне было пять лет; наш сосед продавал свою ферму с аукциона, и мать взяла меня с собой. Пока она осматривала выставленную на продажу мебель, я прошмыгнула в заднюю комнату. Все вещи оттуда уже были распроданы, оставался лишь один двустворчатый шкафчик с меня ростом, похожий на маленькую усыпальницу. Дверцы были раскрыты, и я увидела внутри большую куклу. Хозяин дома сидел рядом и, не отрываясь, смотрел на нее.

Тогда я услышала удивительную историю. Много лет назад умерла маленькая дочь фермера. Не желая навсегда расстаться с дорогим существом, он вырезал из дерева ее точную копию и окружил разными вещичками, принадлежавшими ребенку. Хозяин дома – немец по происхождению – рассказал мне, что у него на родине такие куклы называются Puppe и считаются «ловцами душ». Он делал эту куклу, чтобы удержать возле себя душу ушедшей дочери!

Этот рассказ невероятно взволновал меня. Я тотчас же начала пытаться мастерить кукол: конечно, поначалу очень грубо и неумело, пользуясь всем, что могла найти вокруг.

Да, эта история произошла очень давно, но именно она научила меня относиться к куклам как к магическим объектам.

-2

Кто Вы по образованию, где учились?

Лиза: Я закончила Колледж искусств в Филадельфии, где изучала иллюстрирование и фильмопроизводство, и поступила на работу в студию Уолта Диснея — аниматором. В ходе работы над фильмами «Лис и Пес» и «Черный котел» у нас, аниматоров, образовался долгий период вынужденного безделья, и меня привлекли в отдел аниматроники, где делали подвижных кукол-персонажей для мультфильмов. Там я приобрела опыт изготовления проволочных скелетов для кукол. Но к тому времени идея работы с мягкой скульптурой настолько захватила меня, что я ушла на «вольные хлеба».

-3

А как Вы пришли к идее использовать нейлон в качестве материала для своих кукол?

Лиза: Учась в колледже, я познакомилась с художницей Джуди Джемпел, которая делала иллюстрации с использованием нейлона. Её работы имели необыкновенно красивый «фасад», но с обратной стороны в них были видны проволока, хлопковые нити и прочее. Мне всегда хотелось как-то преобразовать эти плоские изображения в настоящие трехмерные фигуры. И вот еще в колледже я стала пытаться это делать. А потом, когда уже работала в аниматронике Диснея, предложила компании использовать нейлон в качестве «кожи» для движущихся фигур. Жаль, что им не приглянулась эта идея!

Насколько Вас интересует творчество других кукольников? Повлиял ли кто-либо из них на Ваши работы или, может быть, вдохновил на новые идеи?

Лиза:В 80-е годы мы были хорошими друзьями с Бобом МакКинли – он повлиял на умы многих кукольников (в основном, в Нью-Йорке). До него был еще Джей Тейлор, с которым мы дружны и сегодня. В конце 70-х он сделал знаменитое «окно Тиффани», в котором разместил своих кукол. Эта работа стала «точкой отсчета» для кукольных карьер и Ван Крэгга, и Боба МакКинли. Я знала этих мастеров и, несомненно, они повлияли на меня.

Ну, а сейчас я встречаю интересных художников в основном на страницах кукольных журналов, которые стараюсь покупать везде, где только могу. Честно говоря, пристрастие специализированных изданий к слащавым существам меня огорчает. Иной раз кажется, что, разглядывая иллюстрации, можно заработать диабет: настолько эти куклы переслащены! И, тем не менее, время от времени мне удается встретить работы, отмеченные высочайшим талантом.

Каково Ваше отношение к традиционной американской кукле?

Лиза: Отношение очень простое – я нахожусь в прямой оппозиции к ней! Во-первых, я не согласна с ее основной идеей, трактующей детство, как беззаботную пору, которой неведомы никакие переживания и стрессы. Когда я смотрю на живых детей, то вижу в них реальных людей, со своими заботами и тревогами, полных индивидуальности; традиционная же американская кукла не несет этой нагрузки – она пуста и неиндивидуальна! Во-вторых, традиционная американская кукла порождена процессом массового производства, и, возможно, корни ее лежат еще в викторианских традициях кукольного ширпотреба. Меня категорически не устраивают господствующие в ней стандарты: увеличенные головы, маленькие ручки, как правило, изготовленные из фарфора, одежда с подростковой атрибутикой. Все это просто не имеет никакого отношения к тому, чем я занимаюсь!

Что Вас вдохновляет? Откуда берутся Ваши персонажи?

Лиза: У каждой скульптуры – своя история. Вот, например, «Принцесса Арсинуи, скачущая на страусе». Идея для этой работы зародилась давно, когда я увлекалась древнеегипетской иероглификой. В одной из книг я наткнулась на рисунок, возраст которого составлял почти четыре тысячи лет! Он изображал женщину, участвующую в страусовых скачках. Уже тогда я подумала: «О, интересная идея – древняя принцесса верхом на страусе!» А несколько лет назад я увидела документальный фильм о небольших увеселительных парках 30-40-х годов. В те годы люди уже начали обзаводиться машинами и по выходным все чаще выбирались отдохнуть за город. Многие сельские жители стали переоборудовать свои фермы в маленькие «парки отдыха». На одной из таких ферм разводили страусов: их перья в то время пользовались немалым спросом. Попутно хозяева стали предлагать гостям оригинальное развлечение: клиенты могли прокатиться на страусе верхом, а потом еще и купить киноленту с записью своего «подвига». Похоже, что не все пленки были выкуплены; они довольно долго скапливались в амбаре, служившем офисом, пока кто-то не нашел их и не использовал в документальном фильме. Это очень забавные кадры: люди из сороковых годов, непривычно одетые, неуклюже пытающиеся управлять страусами. Так встретились две совсем разные идеи – древнеегипетская принцесса и нелепость попыток проскакать на страусе. Вместе они сотворили скульптуру. Это всего лишь один из примеров. У каждой фигуры — своя история.

Как много времени в среднем у Вас уходит на одну фигуру?

Лиза: Полноразмерные фигуры (например, «Полина») забирают три месяца, а, скажем, «Принцесса на страусе» — полтора.

-4

Откуда берутся лица Ваших персонажей?

Лиза: У меня фотографическая память. Если я вижу заинтересовавшего меня человека – считайте, что включилась видеозапись. Позже я могу забыть имя, но никогда — лицо. Порой образ, подходящий для воплощения той или иной идеи, всплывает у меня в памяти из глубины десятилетий и включается в игру. Иногда он рождается из комбинации характерных черт двух или трех разных людей. Я набрасываю его на бумаге – и оно постепенно проявляет индивидуальность. Это непросто объяснить. Для меня мои куклы – не плод воображения, они – настоящие. Когда я работаю над ними, они абсолютно реальны.

Другое дело, что иногда я занимаюсь исследованием конкретной личности. Вот, например, танцовщица Джозефина Бейкер. Я тщательно изучила не один десяток ее фотографий, сделанных в 20-30-х годах, прежде чем вылепить трехмерный образ.

Благодарим Лизу Лихтенфельс за интервью и предоставленные материалы.

Журнал «Кукольный Мастер» №10.

Размещение информации на канале:

Издатель журнала «Кукольный Мастер» - Лана Летта. Почетный Президент Культурного  Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА», учредитель выставки «Искусство Куклы», основатель «Музея Истории Куклы», руководитель «Школы Кукольного Дизайна», учредитель и организатор выставки «Гранд Текстиль»;

Главный редактор журнала «Кукольный Мастер» - Ольга Лахина. Соорганизатор выставки «Искусство Куклы» в Москве, организатор выставок «Время Кукол», «TeddyFun», «Курочка Ряба», «Крафт Базар» в Санкт-Петербурге и «Фабрика мечты» в Берлине. Член Творческого Союза Художников России (секция галеристов и кураторов). Исполнительный Директор Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА». Лауреат международной награды «ПАНДОРА»;

Выпускающий редактор – Поваркова Анна.

Журнал «Кукольный Мастер» - единственный в России полноформатный специализированный регулярный журнал для профессиональных художников и любителей авторской куклы и мишек Тедди.

Формат — 210х300
Количество полос — 88
Периодичность — 4 раза в год
Журнал издается на русском языке.

Приобрести выпуски печатной версии журнала «Кукольный Мастер» можно здесь: 

«Академия Творчества»  www.akademiyatvorchestva.ru www.instagram.com/akademiyatvorchestva

Партнеры канала:

«Школа Кукольного Дизайна» www.dollschool.ru

Выставка «Искусство Куклы» www.dollmanege.ru

Выставка «Время Кукол» www.dolltime.ru

Выставка «Гранд Текстиль» www.grandtextil.com

Выставка «Hello Teddy» www.helloteddy.ru

Выставка «Moscow Fair» www.mosfair.ru

Галерея «Вахтановъ» www.artdolls.ru

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Фейсбук www.facebook.com/groups/410290149088619

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Инстаграмм www.instagram.com/dollmaster_magazine

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Вк

www.vk.com/club36855564