Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились встретиться в Москве. Встреча, как уточнил Песков, должна состояться в ближайшие две недели, очевидно, после инаугурации Лукашенко на шестой срок. Кстати, дата ее ещё не определена.
Можно предположить, о чем будут вести речь Путин и Лукашенко.
В трудной ситуации
Для последнего эта встреча будет крайне сложной. Поля для манёвра нет совсем: отношения с Западом испорчены напрочь, накал протестов в Беларуси за оставшееся время вряд ли сумеют сбить до приемлемого уровня. На пороге - масштабные экономические проблемы.
О помощи в их купировании в первую очередь и будет просить Лукашенко. Ведь если ещё и уровень жизни белорусов резко просядет, протесты могут вырасти, приобретут социально-экономический характер. И справиться с ними только усилением репрессий и пропаганды не получится.
Словом, лейтмотив будет один: «Дайте денег!».
Так как щедрую помощь - дипломатическую, пропагандистскую и информационную - Путин уже оказал. Декларировал и силовую поддержку в разгоне экстремистов. Вызвав шквал упреков во вмешательстве во внутренние дела соседнего государства.
С позиции силы
Похоже, Путин не упустит момент, чтобы окончательно урегулировать ситуацию и договориться о тех условиях, на которых Россия решительно и однозначно поддержала Лукашенко.
По его мнению, нет протеста белорусского народа против небезупречных выборов, есть наглое вмешательство Запада в зоне исключительных интересов России, попытка организовать очередную цветную революцию.
Что уже пообещал Лукашенко в ходе серии телефонных разговоров с Путиным не ясно. Как и не понятно, на какие реальные потери белорусского суверенитета он готов пойти на самом деле в обмен на сохранение своей власти.
Ведь перспектива стать номинальным правителем страны без реальных рычагов в руках его вряд ли радует.
Так что исключать вариант, что укрепив с помощью Путина своё положение в Беларуси, Лукашенко вдруг забудет свои обещания, также нельзя.
Коготок увяз, всей птичке пропасть
И здесь есть несколько вариантов.
Самый очевидный - обеспечить твёрдые гарантии и самый тщательный контроль, чтобы все обязательства были выполнены.
Но это при условии, что Лукашенко сможет успокоить белорусов.
Первые признаки стремления «заболтать» ситуацию уже есть. Лукашенко начал говорить о конституционной реформе. А это дело не быстрое. Обсуждать ее он намерен не с оппонентами, протестующими на улицах, а с «представителями трудовых и студенческих коллективов». (Ага, ага: у нас каждый токарь, слесарь и студент-второкурсник - эксперты в сфере конституционного права). Поведутся ли на такую имитацию протестующие? Или им просто не оставят выбора, закрутив гайки до упора?
Так что будем смотреть, чем закончится встреча Путина и Лукашенко, чтобы узнать, сможет ли Лукашенко дорого продать суверенитет, вернее, обменять часть его на финансовую помощь России, и, опираясь на неё, сбить волну недовольства, удержать ситуацию в экономике.
Через некоторое время увидим, окажет ли массированная информационная и финансовая поддержка Путина ( а что она последует, почти не сомневаюсь), влияние на масштабные протесты в Беларуси.